российский
государственный
гуманитарный университет


Международный институт новых образовательных технологий

Научные исследования

Научное направление: решение актуальной фундаментальной и прикладной научной задачи – разработка теории и методов создания робототехнических комплексов и систем с модульной архитектурой на основе пирамидальной (иерархической) топологии построения их вычислительных и управляющих систем. Исследования ориентированы применительно к практике создания мобильных роботов (МР) с супервизорным управлением, предназначенных для выполнения работ в экстремальных условиях и способных к оперативному реконфигурированию и динамическому дистанционному перепрограммированию.

Социальный аспект проводимых исследований заключается в разработке методов создания Управляемых робототехнических систем позволяющих исключить необходимость выполнения работ человеком в агрессивных и опасных для жизни человека средах.

Разработана иерархическая (пирамидальная) структура информационно-измерительной и управляющей системы (ИИУС) мобильного робота с модульной архитектурой. Предложенная иерархическая топология, в которой каждый модуль и субмодуль имеет собственную ИИУС с отдельным вычислителем, позволяет увеличить быстродействие системы за счёт распределения вычислительной нагрузки между вычислительными устройствами модулей и обеспечить выполнение сложных работ роботом в режиме реального времени.

Результаты выполненных за 2019-2020 годы исследований были доложены на ежегодной Международной конференции «Экстремальная робототехника» (г. С-Петербург) – 3 доклада и на ежегодном DAAAM International Symposium "Intelligent Manufacturing & Automation" (г. Задар, Хорватия) – 6 докладов. Статьи по всем докладам опубликованы в сборниках научных трудов Международной конференции «Экстремальная робототехника ЭР-2019» (3 статьи, РИНЦ) и DAAAM International Symposium "Intelligent Manufacturing & Automation DAAAM-2019" (6 статей, Scopus).

Модульный подход к построению ИИУС мобильных роботов реализуется в рамках проектно-исследовательской деятельности учащихся в области интеллектуальной роботроники с использованием модульных робототехнических систем, которая проводится в ЦТПО МИНОТ РГГУ. Учащиеся из различных школ разрабатывают и изготавливают робототехнические конструкции, которые позволяют исследовать эффективность решений, предлагаемых в рамках проводимых научных исследований.

Ряд учащихся, которые получили законченное практическое решение своих учебных проектов, выступили с докладами на DAAAM International Symposium "Intelligent Manufacturing & Automation DAAAM-2019" (г.Задар, Хорватия).

Научное направление: формулирование современных проблем обучения человека в новой образовательной среде и выявление потенциала современного цифрового оборудования для решения задач инклюзивного образования, которое должно соответствовать требованиям безопасности использования технологий во время обучения, а также развития поисковых, творческих навыков человека при решении возникающих задач.

Проводились консультации со специалистами в области сурдопедагогики, расширении представлений о специфике аудиального восприятия человека, существовании новых технологий «фитнеса уха» на основании методики А.Томатиса, которая позволяет работать не только с логопедическими проблемами человека, но и способствовать успешности в области изучения иностранного языка. В лаборатории исследовали современные гарнитуры РуЛисен, получен сертификат на работу с ним, а также проводился курс аудиторных лекций, семинаров и консультации с д.м.н. Жанно Лебо, в которых были обсуждены возможности цифровых технологий для повышения мобильности данного типа гарнитур, а также разработка FORBRAIN динамиков на основе костной аудио-проводимости.

Знакомство в рамках Университетских суббот, Инженерных суббот, проводимых в МИНОТ РГГУ, с новыми возможностями позволяет слушателям: педагогам, родителям, детям знакомиться с особенностями данного оборудования и уметь разбираться в тонкостях использования современных цифровых технологий. Они могут задать вопросы, получить индивидуальную консультацию и получить под контролем специалиста, несколько занятий.

Лаборатория поддерживает отношения с РГБС, проводит совместные общероссийские семинары по обмену опытом, консультированию в области инклюзивного образования, а также изучению трансформаций образовательной среды с при использовании современных цифровых технологий. Значительную роль играет в этом вопросе, созданный на базе МИНОТ РГГУ «Музей – мастерская 3Dа Винчи», показывающий диапазон реабилитационных технологий и одновременно творческих возможностей для развития человека при использовании аудио-медиа и виртуальных цифровых технологий.

Одним из новейших направлений деятельности лаборатории является освоение методики НЕЙРОЧАТ, разработанной специалистами биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, посредством которой человек может освоить навыки сосредоточения внимания и сонастройки с компьютерной программой, освоить способ создания текста с помощью визуального управления символами. Эта методика включалась в проектную деятельность, которую ведет МИНОТ РГГУ и учащиеся успешно прошли обучение, выработав соответствующие навыки. Проведено уже 9  встреч, среди которых несколько тем связаны с изложенными выше проблемами развития технологий и задачами создания современного динамичного пространства самореализации человека, способного реализовать в нем не только образовательные, но и творческие задачи.

Тематика этого направления, которая обсуждается и практически изучается в рамках лаборатории  МИНОТ РГГУ, получила свое освещение в рамках междисциплинарного исследовательского семинара «Философские аспекты цифровой гуманитаристики», который ведется в рамках проекта «Интерактив плюс» в Институте философии РАН.

Научное направление: совместно с электронным медиа “Педсовет” лаборатория ЛСИОП готовит  и публикует в отдельной рубрике кейсы педагогов и преподавателей, посвященные исследованию и  внедрению цифровых инструментов в образовании. Материалы набрали около 30.000 просмотров. Кроме того, проведен конкурс публикаций среди преподавателей на тему Мой опыт онлайн-преподавания” совместно с онлайн-школой Skyeng.

В 2019 году проведены социологические исследования:

  • Стратегический подход к технологиям в образовании - 2019. Опрос пользователей технологических решений в образовании (опрошено 179 человек)
  • Интерактивные инструменты в работе учителя (опрошено 801 человек)
  • О мозге и обучении (опрошено 337 человек)
  • Опыт использования онлайн-тренажеров в образовании (опрошено 257 человек)

В августе и октябре 2019 года МИНОТ РГГУ провел цикл занятий в рамках проекта Департамента образования и науки г. Москвы «Университетская среда для учителей», на которых широко обсуждались проблемы современного образования. Цикл состоял из 22 занятий по следующим актуальным темам:

  • Методика организации и проведения занятий в Музее-мастерской «3Da Vinci» для учащихся 8–11 классов;
  • Включение экспозиции Учебно-художественного музея им. И. В. Цветаева РГГУ в учебный процесс московских школ;
  • Методика проведения занятий по программе дополнительного образования «История науки, техники и технологий»;
  • Организация школьного учебно-исследовательского пространства с использованием технологий персонального цифрового производства;
  • Организация и проведение междисциплинарной проектной деятельности учащихся в сетевом пространстве;
  • Создание и изготовление развивающих логических игр и головоломок с использованием технологии лазерной резки;
  • 3D стерео дидактические материалы в учебном процессе школы;
  • Трехмерные стерео презентации своими руками;
  • Методика организации и проведения занятий «Урок в музее» с использованием сетевых мультимедийных гидов и другие.

Занятия посетили учителя школ, лицеев, колледжей, гимназий, желающие работать в новой технологической среде и вовлекать обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность. Более тысячи педагогов – гостей университета в эти дни познакомились в Центре технологического образования МИНОТ с новейшим оборудованием и работами учащихся по дополнительным общеобразовательным программам технической и естественнонаучной направленностей.

В 2019-2020 гг. продолжилась работа по реализации проекта “Цифровое образование”. В его рамках обновлена библиотека решений в области информационных технологий, которая предлагается различными коммерческими фирмами и исследовательскими организациями для образования.

В частности новым направлением для исследований стало влияние на образовательный процесс   фитнесс-игры. В РГГУ среди студентов проведено открытое тестирование танцевальной системы iDANCE, разработанной в Голландии. Она включает в себя беспроводные танцевальные платформы для одновременной игры с уровнями интенсивности. В результате занятий приобретаются такие физические навыки, как: баланс, улучшенное время реакции, выносливость, координация и скорость. В последствии эти навыки могут побудить детей участвовать в традиционных формах физических упражнений и занятий спортом. Исследование фитнесс-игр продолжилось в течение года с учителями и учениками московских школ, участвующих в программе центров технологической поддержки образования.

Участие в научных мероприятиях

На Международном симпозиуме DAAAM International Vienna сделаны 7 докладов, опубликованных в Scopus, с участием аспирантов.

На Международной конференции по экстремальной робототехнике сделаны 4 доклада (секционных и стендовых).

Совместный проект (Соглашение от 05.03.2016) «Интеллектуальная роботроника» МИНОТ РГГУ, ИПМ им.Келдыша РАН и партнеров на постоянной основе, 1-2 раза в неделю привлекает студентов РГГУ (факультет информатики) и студентов и аспирантов других университетов.

В рамках совместного проекта (Соглашение от 05.03.2016) «Интеллектуальная роботроника» МИНОТ РГГУ, ИПМ им. Келдыша РАН и партнеров на постоянной основе в большинстве исследований принимают участие сотрудники DAAAM International Vienna, Венского технического университета, Задарского университета (Хорвания), Университета г.Мостар (Босния и Герцоговина), концерн Фесто.

МИНОТ продолжает научные традиции создания интеллектуальных робототехнических систем, проводившихся ранее в ИПМ им.Келдыша РАН (основатель - академик РАН Д.Е, Охоцимский), а с 1992 года и в РГГУ (основатели Международной научной школы «Интеллектуальная роботроника» проф. Б. Каталинич и д.т.н. В.Е.Пряничников).

Доклады, принятые на Международную научно-техническую конференцию «Экстремальная робототехника-2019» (13-15 июня 2019 г., г. Санкт-Петербург):

  • Андреев В.П. Концепция использованиятеории мультиагентных систем для создания систем управления мобильных роботов с модульной архитектурой.
  • Андреев В.П., Ким В.Л. Модульная архитектура транспортной платформы мобильного робота для решения задач движения по сложному рельефу.
  • Андреев В.П., Плетенев П.Ф. Исследование применимости различных сетей и топологий в модульном роботе с пирамидальной структурой системы управления.

На Международной научно-практической конференции "Инновационные технологии в кинематографе и образовании" состоялось представление результатов исследования, материалы опубликованы в сборнике научных трудов и на сайте электронного СМИ “Педсовет”.

Гуманитарные чтения РГГУ- 2019 и в его рамках проведена XI Международная научно-практическая конференция «Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе и других областях» Доклад к.ф.н., доц. Ярославцевой Е.И. «Человекоразмерность искусства кинематографа: технологические победы и риски».

Постоянно действующие семинары МИНОТ:

Просветительско-образовательный проект для школьников, студентов и взрослых – «Университетские субботы», реализуемый Департаментом образования и науки г. Москвы, стартовал в столице в сентябре 2013 г.

МИНОТ был первым подразделением РГГУ который начал реализацию этого проекта. На протяжении  этих лет МИНОТ проводит ежегодно  «Университетские субботы» открытые лекции, мастер-классы, квесты, практикумы, деловые игры, экскурсии, в том числе и в формате онлайн -трансляций. Только в 2019-2020 учебном году уже проведено 16 университетских суббот.

Задачи, предлагаемые к решению

Задачи, предполагаемые к решению, предполагают их научную новизну, актуальность, фундаментальную и практическую значимость для развития соответствующего направления фундаментальных научных исследований и направления науки в целом, направленные на реализации Стратегии научно-технологического развития РФ с учетом Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ.

  • Разработка и внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий и учебно-методических комплексов, направленных на интенсификацию обучения.
  • Проводить исследование влияния ИКАТ на качество усвоения знаний путем проведения комплексного психофизиологического, медико-биологического и педагогического эксперимента.
  • Проводить свой научный эксперимент, целями которых являются: обеспечение условий эффективного взаимодействия информационных и интеллектуальных технологий; выявление особенности использования интерактивного оборудования  в образовательном процессе, при решении сложных образовательных задач.
  • Проводить исследования по проекту «Интеллектуальная роботроника»: транспортные промышленные роботы Амур-307 с комплектом автоматики и управления по технологии «Индустрия 4.0» и с обработкой Big-Data; создание удаленного сервиса Robotics as a service с большим учебным и научным потенциалом; использование микропроцессорной системы частотного управления приводами на базе сетевых технологий для подводного шагающего робототехнического комплекса.

Публикации

Сотрудниками Международного института новых образовательных технологий  были разработаны сетевые учебные комплексы нового поколения. Поддерживаются национальные интернет - порталы, содержательная часть курсов постоянно обновляется, ведется активная переписка с посетителями порталов.

2019 г.

  • Андреев В.П., Карбанов В.Н., Кувшинов С.В., Пряничников В.Е., Харин К.В. Технологии трехмерной визуализации для моделирования управления территориально-распределенными мобильными роботизированными устройствами//Мир техники кино, №1 (12), 2019, с. 3-7.
  • Andreev V. Control System Mobile Robots with Modular Architecture as a Multi-Agent System with a Hierarchical Topology, Proceedings of the 30th DAAAM International Symposium, pp.0010-0019, B. Katalinic (Ed.), Published by DAAAM International, ISBN 978-3-902734-22-8, ISSN 1726-9679, 2019, Vienna, Austria. (Scopus)
  • Andreev, V. & Pletenev, P. Organizing Network Interaction in Modular Robot with Multilevel Control System, Proceedings of the 30th DAAAM International Symposium, pp.0484-0492, B. Katalinic (Ed.), Published by DAAAM International, ISBN 978-3-902734-22-8, ISSN 1726-9679, 2019, Vienna, Austria. (Scopus)
  • Andreev, V. & Tarasova, V. The Mobile Robot Control for Obstacle Avoidance with an Artificial Neural Network Application, Proceedings of the 30th DAAAM International Symposium, pp.0724-0732, B. Katalinic (Ed.), Published by DAAAM International, ISBN 978-3-902734-22-8, ISSN 1726-9679, 2019, Vienna, Austria. (Scopus)
  • Andreev, V.; Kim, V. & Pryanichnikov, V. A Hierarchical Modular Architecture for Reconfigurable Mobile Robots, Proceedings of the 30th DAAAM International Symposium, pp.1152-1159, B. Katalinic (Ed.), Published by DAAAM International, ISBN 978-3-902734-22-8, ISSN 1726-9679, 2019, Vienna, Austria. (Scopus)
  • Арыканцев В.В., Арыскин А.А., Ксензенко А.Я., Петраков М.С., Травушкин А.С., Пряничников В.Е., Чернышев В.В., Эприков С.Р. Супервизорное управление шагающей подводной базой с автономными роботами-спутниками //Интеллектуальные и адаптивные роботы, №1-2, т.14, 2019, с. 49-56.
  • Арыканцев В.В., Пряничников В.Е., Чернышев В.В. Алгоритм адаптации подводного шагающего аппарата по информации о встрече стоп  с препятсятвием// Интеллектуальные и адаптивные роботы, №1-2, т.14, 2019, с. 24-32.
  • Богданович А.В., Кирсанов К.Б., Пряничников В.Е., Хелемендик Р.В. Программно-аппаратные компоненты интеллектуальных сервисных мобильных роботов//Интеллектуальные и адаптивные роботы, №1-2, т.14, 2019, с. 33-39.
  • Воронков Ю.С., Кувшинов С.В. Творческая лаборатория Леонардо да Винчи в XXI веке//Вузовский вестник №24 (335) 16-31 декабря  2019, с. 11.
  • Воронков Ю.С., Кувшинов С.В., Харин К.В. Новые подходы к формированию проектно-исследовательского и  инженерного мышления молоодежи//Двигатель №5 (125), ноябрь-декабрь 2019, с.18-26.
  • Воронков Ю.С., Кувшинов С.В., Харин К.В. "3Da Vinci": Dream-Desire-Drive. Новые подходы к организации музейного и образовательного пространства на базе цифровых технологий//Мир техники кино, №2 (13), 2019, с.8-14.
  • Кувшинов С.В.,  Пряничников В.Е., Харин К.В.,  Хелемендик Р.В., Эприков С.Р. Роботариумы: научная и технологическая база "Интеллектуальной роботроники"//Интеллектуальные и адаптивные роботы, №1-2, т.14, 2019, с.12-23.
  • Кувшинов С.В. Необыкновенные приключения Салаи в Москве.  М.: 2019, 60 с.
  • Кувшинов С.В. Божественная рука Буонарроти. М.: 2019, 99 с.
  • Качалкин А.Н. Виртуальная и дополненная реальность в образовании // Инновационные технологии в кинематографе и образовании: V Международная научно-практическая конференция. Материалы и доклады. — М.: «Куна», 2019. С. 152-160.
  • Кувшинов С.В., Харин К.В. Образование средствами трехмерной визуализации // Инновационные технологии в кинематографе и образовании: V Международная научно-практическая конференция. Материалы и доклады. — М.: «Куна», 2019. С. 113-120.
  • Кувшинов С.В., Харин К.В. Новые подходы к визуализации образовательного контента в системе профессионального дистанционного обучения // Инновационные технологии в кинематографе и образовании: V Международная научно-практическая конференция. Материалы и доклады. — М.: «Куна», 2019. С. 140-152.
  • Кувшинов С.В., Харин К.В. . Инженеры XXI века:от трехмерного восприятия к трехмерному мышлению!//Техническое творчество молодежи, №5(117), 2019. с.6-10  (Начало)
  • Кувшинов С.В., Харин К.В.  Инженеры XXI века:от трехмерного восприятия к трехмерному мышлению!//Техническое творчество молодежи, №6(118), 2019. с.6-12. (продолжение)
  • Кувшинов С.В.,  Харин К.В., Усков Г.Н. Образование средствами искусства и трехмерной виртуальной реальности// Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и  в других областях: X Международная научно-практическая конференция: Материалы и доклады. - М.: ВГИК, 2019,  с. 406-418.
  • Кувшинов С.В., Раев О.Н. Итоги IX Международного  3D-стерео кинофестиваля 2018// Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе, науке, образовании и в других областях: XI Международная научно-практическая конференция: Материалы и доклады. - М.: «Куна», 2019,  с. 36-51.
  • Кувшинов С.В., Фоменко И.Н., Харин К.В. Создание 3D-объектов для сферы культуры и образования методом лазерно-эрозионной обработки поверхностей // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе, науке, образовании и в других областях: XI Международная научно-практическая конференция: Материалы и доклады. - М.: «Куна», 2019,  с. 89-98.
  • Кувшинов С.В. Проблема наступающего века – Homo Sapiens против Homo Digital//Социальные и цифровые исследования науки: коллективная монография / Научн. ред. и сост. А.А. Аргамаковой, Е.В. Масланова, В.В. Слюсарева, Т.М. Хусяинова. – Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии наук», 2019.  с. 221-230 – (Библиотека журнала «Epistemology & Philosophy of Science») – Режим доступа: http://rshps.ru/books/social-and-digital-studies-of-science(2019).pdf
  • Сафронов С.А. Инновационные технологии рекриации и тестирования учащихся в условиях новой образовательной среды // Инновационные технологии в кинематографе и образовании: V Международная научно-практическая конференция. Материалы и доклады. — М.: «Куна», 2019. С. 132-140.
  • Пряничников В.Е. Искусственный интеллект и программно-аппаратные робототехнические комплексы//Интеллектуальные и адаптивные роботы, №1-2, т.14, 2019, с.3-7.
  • Пряничников В.Е., Степанова Д.К. Разработка малогабаритной сенсорной системы с лазерной связью //Интеллектуальные и адаптивные роботы, №1-2, т.14, 2019, с.57-60.
  • Пряничников В.Е., Шиповалов Е.А. Применение графических акселераторов для автоматического планирования с эвристическим поиском в пространстве состояний//Интеллектуальные и адаптивные роботы, №1-2, т.14, 2019, с.61-67.
  • Прысев Е.А. Сетевое взаимодействие между элементами робототехнических комплексов: проблематика и методы решений //Интеллектуальные и адаптивные роботы, №1-2, т.14, 2019, с.68-72.
  • Ярославцева Е.И. Человек в тисках или на крыльях цифровых технологий  / Первые Степинские чтения. Современный этап развития  науки и кризис техногенной цивилизации. Материалы конференции с международным участие. Москва 5-6 ноября 2019 г. / Отв. Редактор В.Г.Буданов, В.А.Лекторский. Курск, ЗАО «Университетская книга», 2019.  С. 318-322.
  • Ярославцева Е.И. Творческое развитие человека и аудиовизуальные технологии в современном образовании // Инновационные технологии в кинематографе и образовании: V Международная научно-практическая конференция. Материалы и доклады. — М.: «Куна», 2019. С. 120-132.
  • Ярославцева Е.И. Человек с роботом: коридор возможностей в поле новых рисков // Социальные и цифровые исследования науки: монография / Научн. Ред. И сост. А.А.Аргамаковой, Е.В.Масланова, В.В.Слюсарева, Т.М.Хусяинова. – Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии науки, 2019. – 278 с.
  • Ярославцева Е.И. Человекомерность и человекоразмерность – парадокс существования сложной системы // Мир человека: неопределенность как вызов / Отв. ред. Г.Л. Белкина. Ред.-сост. М.И. Фролова. Предисл. С.Н. Корсакова и М.И. Фроловой. М.: ЛЕНАНД, 2019. С. 498–512. Тираж не указан в издании. ISBN 978-5-9710-5915-8.
  • Ярославцева Е.И. Создание цифровой периферии и виртуальных сред: этический и правовой аспекты // Научно-технологические трансформации в современном обществе: нравственно-философское осмысление и особенности правового регулирования: сборник научных трудов / Отв. ред. В.М. Артемов, О.Ю. Рыбаков. Москва: РГ-Пресс, 2019. С.116–121. 1000 экз. ISBN 978-5-9988-0994-1. DOI: 10.31085/9785998809941-2019-408.
  • Ярославцева Е.И. Феномен саморазвития человека: кинезиология как тезаурус тела // Горизонты гуманитар. знания. 2019. № 2. С. 103–126. ISSN 2587-845X. DOI: 10.17805/ggz.2019.2.8. [Электронный ресурс] URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1008 (Дата обращения 04.12.19.) (РИНЦ).
  • Ярославцева Е.И. Философские аспекты цифрового прототипирования образовательных моделей // Цифровой бренд-менеджмент территорий: глобальный и локальный аспекты: материалы IV Международной трансдисциплинарной научно-практической WEB-конференции «Connect-Universum-2018», 29–30 ноября 2018 года / Науч. ред. Г.А. Окушова; редкол.: И.П. Кужелева-Саган [и др.]; Нац. исслед. Том. гос. ун-т, Каф. социальных коммуникаций. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. С. 226–234. 500 экз. ISBN 978-5-94621-859-7. DOI: 10.17223/9785946218597/41. [Электронный ресурс] URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000669823 (Дата обращения 05.12.19.) (РИНЦ).
  • Ярославцева Е.И. Дерзновение противостояния // Анатолий Васильевич Дмитриев. Научное наследие. Воспоминания. К 85-летию ученого / Отв. ред. М.К. Горшков. М.: Новый хронограф, 2019. С. 401–404. 300 экз. ISBN 978-5-94881-460-5. (РИНЦ). Ярославцева Е.И. Этика научного исследования: авторская свобода и стандартизация // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 2(99). С. 62–69. ISSN 1994-1471. DOI: 10.17803/1994-1471.2019.99.2.062-069. (РИНЦ, ВАК, Ulrichs Periodicals Directory).

2020 г.

  • Воронков Ю.С. Проектный метод Леонардо да Винчи и учебно-познавательный процесс дополнительного образования // Инновационные технологии в кинематографе и образовании: VI Международная научно-практическая конференция. Материалы и доклады. — М.: «Куна», 2020. С. 122-128.
  • Воронков Ю.С. Следуя за рукой гения Возрождения//Вузовский вестник №5(340) 1-15 марта  2019, с. 2.
  • Воронков Ю.С., Кувшинов С.В. Инсталляция музейно-образовательного пространства на базе цифровых технологий // Инновационные технологии в кинематографе и образовании:VI Международная научно-практическая конференция. Материалы и доклады. — М.: «Куна», 2020. С. 115-121.
  • Кувшинов С.В. Кисть Рафаэля. М.: 2020, 96 с.
  • Кувшинов С.В., Макарова Н.Я., Пронин М.А., Раев О.Н. Инновационные технологии в кинематографе и образовании 2019// Инновационные технологии в кинематографе и образовании: VI Международная научно-практическая конференция. Материалы и доклады.  М.:«Куна», 2020. с. 3-18.
  • Кувшинов С.В., Харин К.В. Программно-технологические аспекты организации музейно-учебно-образовательного пространства для проектной деятельности учащихся // Инновационные технологии в кинематографе и образовании: VI Международная научно-практическая конференция. Материалы и доклады. — М.: «Куна», 2020. С. 129-139.
  • Ярославцева Е.И. Проблема познавательного творчества в современном визуальном 3D-стерео образовании. Образование средствами трехмерной визуализации // Инновационные технологии в кинематографе и образовании: VI Международная научно-практическая конференция. Материалы и доклады. — М.: «Куна», 2020. С. 140-152.
  • Фактически внутри МИНОТ РГГУ складываются условия исследовательской работы за счет расширения междисциплинарного дискурса, взаимодействия с учеными различных профилей гуманитарных и технических дисциплин, расширение внутреннего исследовательского поля, проблемность образовательного пространства, требующего углубленного научного подхода.