26-27 февраля в Российском государственном гуманитарном университете состоялась ежегодная Международная научно-практической конференция, включающей фестиваль психологических практик «Практическая психология и новая реальность». В рамках конференции, прошли сессии с пленарными докладами, круглый стол, а также 20 мастер-классов ведущих специалистов-практиков.
Конференция собрала специалистов из России: Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Петрозаводска, Тюмени, Воронежа, а также из Белорусии, Франции, Китая. Всего ней приняли участие более 100 человек.
Пленарное заседание было открыто деканом факультета психологии образования Петрушихиной Еленой Борисовной, которая в приветственном слове участникам отметила, что взаимодействие между практической и академической психологией является негласной проблемой, потому важным для предстоящей конференции становится необходимость наметить пути их гармоничных взаимосвязей и отношений.
Пленарное заседание касалось поиска оптимальных форм, отвечающих современному социальному заказу, важности разработки методологии, теории и практики, новых подходов в практической психологии. Каширский Дмитрий Валерьевич, д-р психол. наук, профессор РГСУ, представил свой взгляд на единство и схизис теории и практики в современной психологии, проследил исторический смысл от социо-культурного контекста к философии, методологии, практике. Патяева Екатерина Юрьевна, канд. психол. наук, доцент МГУ, рассказала о понимании и позиции психолога как проводника клиента на пути бытия. Валуев Олег Сергеевич, мл. научный сотрудник Школы Антропологии Будущего РАНХиГС, поделился размышлениями об отношениях теории и практики в кризисе, схизисе и хиазме в современной психологи. Кригер Евгения Эвальдовна, д-р психол. наук, профессор РГГУ, подняла проблемы кризисов профессионального становления практического психолога.
Доктор социологии, почетный профессор Университета Париж VII – Дени Дидро, президент Международной ассоциации клинической социологии Винцент де Гольжак, вместе с Масалковым Игорем Константиновичем переводчиком, кандидатом философских наук представили доклад о вызовах в расколотом обществ и ответах клинической социологии, о построение самотождественности через историческое прошлое и будущее социальной системы.
Круглый стол, посвященный определению путей развития проводниковых практик, прошел на очень высоком уровне философского осмысления предложенного явления. Модератор круглого стола Майер Алексей Александрович, д-р педагог. наук, профессор ГГТУ г. Орехово-Зуево, виртуозно столкнул в дискуссионном потоке взгляды приверженцев проводниковых практик, дилетантов и приверженцев академической науки. По итогам круглого стола выявился междисциплинарный подход проводниковых практик, вектор направления к осознанности и субъектности в проведении клиента, где в итоге человек становится «автором своей жизни». Секцию о проводниковых практиках в образовании провела Мишина Марина Михайловна, д-р психол. наук, профессор РГГУ
Фестивальная программа воплотилась 20-ю мастер-классами, где проводниковые практики, как движение жизни в практическом воплощении были представлены средствами расстановок, драматизации, арт-техник, песочной и системноq семейной терапии, в экзистенциальных и когнитивных подходах.
Метод системных установок прозвучал в работах на мастер-классах Кригер Евгении Эвальдовны (г. Москва, Россия), Ленсмент Анжелики (г. Таллин, Эстония), Шабайловой Галины Евгеньевны (г. Минск Беларусь), Шпилевой-Корниловой Татьяны Викторовны (г. Москва, Россия).
Метод драматической импровизации , исследование трудных чувств, а так же самоисследование собственных границ были представлены Патяевой Екатериной Юрьевной вместе с Бондаренко Ариной Александровной (г. Москва, Россия) и Барабановым Родионом Евгеньевичем.
Экзистенциальный подход в осмыслении профессионального выгорания, работы с депрессивными состояниями и написанием экзистенциального девиза личности были представлены Карташовой Еленой Юрьевной (г. Воронеж, Россия), Бахадова Еленой Викторовной (г. Москва, Россия), Валуевым Олегом Сергеевичем (г. Москва, Россия).
Вопросы самоповреждающего/суицидального поведения и деструктивного поведения современной молодежи в медиапространстве обсуждались на мастер-классах Григорьевой Александрины Андреевны (г. Москва, Россия) и Пушкаревич Ольги Анатольевны (г. Тюмень, Россия).
Терапевтический подход по установлению связи с внутренним Я, восстановлением целостности, индивидуальности в методе песочной терапии показала Полетаева Елена Юрьевна (г. Балашиха, Россия)
Работа в нейропсихологическом подходе при коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков, развитием субъектности с помощью детской мультипликации представили Антонова Стелла Леонидовна (г. Москва, Россия) Багрызлова Дарья Владимировна (г. Москва, Россия)
Направление танцевальной терапии, проводящее активное воздействие на развитие потенциала личности, эмоциональной, психологической и физической ее идентичности было представлено такими специалистами как Лаврентьева Варвара Алексеевна (г. Москва, Россия), Айламазьян Аидой Меликовной (г. Москва, Россия) Терюшковой Юлией Юрьевной (г. Петрозаводск, Россия).
Заключение конференции происходило в стиле музыкального движения под руководством Аиды Меликовны Айламазьян, где все участники посредством музыкально и танцевального движения смогли выразить свое эмоциональное состояние, наполниться гармонией, а затем в финальном аккорде участники смогли вербализировать и сконцентрировать смысловые акценты, полученные на конференции-фестивале.
Психологический клуб РГГУ при Научном студенческом обществе (НСО) запустил серию онлайн-встреч, посвященных искусству работы с информацией. В рамках данного блока встреч запланирован разбор различных техник ведения конспектов и заметок, изучение мнемотехник, которые помогут студентам эффективно обрабатывать большие объемы информации. Цель встреч – научиться эффективно систематизировать и организовывать информацию для запоминания и быстрого доступа для последующего использования.
19 декабря в 19:00 на платформе Яндекс.Телемост состоялся вебинар «Энергия целей и энергия прокрастинации» с обсуждением вопросов, связанных с постановкой целей, планированием действий и новым восприятием прокрастинации. Ведущая встречи — Ольга Николаевна Попова, дипломированный психолог, бизнес-тренер, HR-специалист и кандидат психологических наук.
19 декабря 2024 г. студенты 2 курса специальности 37.05.01 «Клиническая психология» посетили под руководством зав. кафедрой нейро– и патопсихологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Анны Сергеевны Нелюбиной Музей психиатрической клинической больницы №4 им. П.Б. Ганнушкина (ранее музей Преображенской психиатрической больницы). Замечательную экскурсию по территории больницы и музею провела заведующий музеем Елена Владимировна Хлюстова.
17 декабря 2024 г. в рамках программы противодействия террору Институт Психологии им. Л.С. Выготского посетил инструктор от организации УНИБОС, который провел занятие со студентами 1-2 курсов по огневой подготовке.
Студенты Института Психологии в рамках проекта «Построение идентичности средствами театральной символики и художественного образа» посетили премьерный спектакль по повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон» Московского театра «Поколение».
14 декабря 2024 г. в РГГУ прошла встреча со студентами-первокурсниками, организованная Институтом психологии им. Л.С. Выготского. В рамках мероприятия магистрантки 2-го курса Елена Чудова и Ирина Голощапова провели дискуссию на тему «Противодействие коррупции и преодоление конфликтов в образовательной среде».
На мероприятии были затронуты такие вопросы как цели и задачи нейропсихологии, основные вехи её исторического развития, существующие направления современной нейропсихологии, особенности диагностики и коррекции в детском возрасте при нарушениях развития, а также вопросы реабилитации взрослых с повреждениями головного мозга.
7 декабря 2024 г. в Институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ прошла встреча, посвящённая Дню героев Отечества, в рамках которой студенты ознакомились с историей этого праздника.
6 декабря 2024 года состоялся семинар, посвященный вопросам профилактики деструктивных явлений в обществе, на котором присутствовали обучающиеся бакалавриата и магистратуры Института психологии им. Л.С. Выготского.
Наталья Игоревна специализируется на математическом познании, психологии памяти и внимания и качественных методах исследования. Она рассказала о своем пути в науке, который начался с учебы в магистратуре в Нидерландах и продолжился в аспирантуре в Бельгии.