17 февраля в книжной лавке РГГУ «У Кентавра» прошла презентация книги «Иконы советской эпохи: лики традиции», посвященной культурному наследию ушедшей эпохи советских икон.
Авторами книги стали директор Учебно-научного центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ Дмитрий Антонов и научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики РАНХиГС Дмитрий Доронин.
Альбом впервые покажет широкому кругу читателей уникальные образы, культурная и историческая ценность которых до сих пор практически не осознавалась ни их владельцами, ни исследователями.
Дмитрий Антонов рассказал участникам мероприятия, как проходили экспедиции и где были обнаружены советские иконы. В ходе одной из них, команда ученых стала свидетелем процесса подготовки к утилизации икон советских времен.
«Народная православная икона советской эпохи оказалась под угрозой уничтожения. К сожалению, в российских регионах не все понимают ценность старой иконы. Многие придерживаются мнения, что печатные иконы лучше, потому что они новые»
— пояснил Дмитрий Игоревич
Советские иконы были связаны с локальными промыслами и с ремесленными традициями. На протяжении своей истории они оказывались в центре сложных социальных взаимодействий, играли важную роль в домашнем и сельском пространстве. Эти образы ярко воплощают историческую память российских регионов. С их исчезновением бесследно уходит множество уникальных технологий и культурных контекстов, которые отразились в их сложном ассамбляже.
На презентации авторы отметили, что иконы были собраны в ходе двух исследовательских экспедиций 2021 года и представляют несколько локальных традиций юго-запада Нижегородской области.
Выбор региона не случаен, поскольку это один из важнейших религиозных центров России, связанный с почитанием Серафима Саровского, покрытый сетью монастырей, скитов, храмов, часовен и природных святынь.
«Советской иконой» называют сложные религиозные бриколажи, которые изготовлялись сельскими и городскими мастерами в эпоху СССР. В качестве основы использовались моленные образы разного типа — чаще всего советские фотографические иконки, реже дореволюционные, литографические или писаные. Их помещали в центр деревянного киота, украшали декором из различных материалов — от фольги, бумаги и лыка до проволоки, птичьих перьев и сухоцветов — и закрывали стеклом.
Как отметил Дмитрий Игоревич, в планах у команды проекта публикация на YouTube-канале документальных видео с экспедиций. Это отдельное направление проекта по спасению и сохранению старинных икон в регионах России. Кроме того, проект продолжит экспедиции по сбору икон в субъектах РФ.
«Спасение, сохранение и изучение советских икон — важная задача. Иконы, публикуемые нами в альбоме — это отражение десятилетий советских гонений, которые определили богатство православных артефактов, нелегально изготовлявшихся в селах и городах», — отмечается в предисловии книги авторами.
Выпуск альбома приурочен к открытию выставки «Советские православные иконы: исчезающее наследие» в РГГУ.