5 июня в рамках московского фестиваля книги «Красная площадь» состоялась встреча с поклонниками писателя-фантаста Дмитрия Емца. Несмотря на совершенно не летнюю погоду, расположенный на улице павильон не пустовал. Послушать писателя – и, конечно же, задать ему интересующий вопрос – хотелось очень многим.
Светлый, лучистый человек с добрыми глазами и мягким голосом, Дмитрий Емец в начале встречи выразил надежду на то, что слушатели не замерзнут, а также поделился некоторыми связанными с его творчеством новостями. Поклонники произведений писателя были рады услышать, что последняя, девятнадцатая книга серии «Мефодий Буслаев» уже отпечатана и скоро появится в продаже, а также – что с осени «Мефодий Буслаев» начнет переиздаваться в новом оформлении.
Встреча проходила в формате «вопрос-ответ»: у писателя не было заготовленных речей или заранее обозначенной темы диспута, он просто рассказывал о том, о чем его спрашивали. И в ходе диалога слушатели много узнали о взглядах Емца на творчество, на жизнь, о некоторых фактах его биографии.
Стать писателем Дмитрия подтолкнула любовь к чтению. С самого детства он читал запоем, по 300–400 страниц в день. А любовь к чтению возникла благодаря знакомой девочке, которая как-то раз пригласила его на день рождения. В то время, когда остальные гости ужинали, маленький Дима зачитался случайно найденной на полке книгой «Приключения Пиноккио». Эта книга стала первой прочитанной для удовольствия – до этого он читал лишь потому, что «так надо».
Писательскую карьеру Дмитрий Александрович начал со сказок и повестей. И по мере того, как Емец совершенствовался и взрослел как писатель, его творчество тоже «взрослело». Например, его первые произведения, сказки, предназначены для самого маленького читателя; серия «Таня Гроттер» – для читателя старше 10 лет; «Мефодия Буслаева» Емец рекомендовал бы читать уже после того, как тот перерастет «Таню»; а «Шныр» – книга, над которой писатель работает сейчас – требует для восприятия по-настоящему взрослого ума.
Дмитрий Емец уверен, что невозможно стать писателем в мгновение ока. Первая написанная тысяча страниц – это всегда на выброс, это ученичество.
Дмитрий Александрович предпочел – и предпочитает – жанр фэнтези остальным, поскольку именно фэнтези предоставляет автору практически полную свободу. По словам писателя, «фэнтези – это самый щедрый жанр». Там может быть абсолютно что угодно: и романтическая история, и расследование загадочных событий, и комедийная ситуация.
Емец убежден: «писатель состоит из своих жизненных впечатлений». И эти впечатления он переносит в свои книги.
Ко всем героям своих книг писатель испытывает сильные чувства, будь то любовь, уважение, презрение или ненависть. Персонажей, к которым он равнодушен, Дмитрий предпочитает вовсе исключить из книги. Так, писатель признается: Таня Гроттер в период работы над одноименной серией стала для него родной, практически членом семьи.
По мнению Дмитрия Емца, писатель должен работать в первую очередь для себя, а не для читателя. Именно тогда книга получается максимально удачной и наполненной настроением. Он категорически отрицает морализаторство в книгах. По его убеждению, нужно доказывать мысль поступками, а не прямым текстом прописывать ее на страницах.
Самая большая творческая трудность для писателя – так называемые тупиковые ситуации: когда он сам себя загоняет в тупик и не знает, как выбраться. Или же те моменты, когда кажется: «Я пишу бред», а написана уже по меньшей мере половина книги.
Дмитрий Емец пишет как на компьютере, так и от руки. Компьютер очевидно удобнее, и ни к чему пренебрегать этим. Однако некоторые сцены лучше прописывать от руки: так получается «душевнее».
Свои уже изданные книги Емец не читает. Дмитрий Александрович пояснил, что он не воспринимал бы их отстраненно, а невольно отыскивал бы в них огрехи и неудачные моменты.
К фанфикам по своим произведениям (точнее – к их существованию) Емец относится хорошо, но не читает их. На это есть две причины: во-первых, он боится наткнуться на чересчур «альтернативную реальность» («Я никогда не сделал бы такого с этим персонажем!»), а во-вторых – не хочет даже ненароком заимствовать сюжетный ход у автора фанфика.
Емец живет с чувством, что самая главная книга у него еще впереди. И это чувство он, как и всякий творческий человек, старается в себе поддерживать.
В конце встречи состоялась автограф-сессия. Дмитрий Александрович подписывал всем желающим книги: «…с огромным приветом от автора». И искренность этих слов сомнений не вызывала.
Дарья Булдакова