российский
государственный
гуманитарный университет


Научное направление
Психология
Нормативный подход к исследованию индивидуальных и групповых вариантов личностного развития учащейся молодежи в современном российском социуме

Данный проект направлен на разработку методологии и методов выявления и описания индивидуальных и групповых вариантов личностного развития учащейся молодежи в современном российском социуме. В рамках данного исследования получит обоснование и эмпирическую проверку положение о нормативопринятии как базовом условии формирования индивидуально-личностных черт, их структурирования и вариативности. Получит теоретическое обоснование и эмпирическую проверку на выборочной совокупности студентов разных региональных и образовательно-возрастных групп положение, что в основе вариативности личностного развития лежат как внутренние факторы, определяющие различия в оценке, интерпретации и категоризации нормативов, регулирующие конкретные проявления личности в виде образующих ее психологических свойств, так и внешние социокультурные условия, задающие пределы индивидуальной и групповой изменчивости степени присвоения этих свойств. В результате реализации проекта будут раскрыты новые фундаментальные закономерности изменчивости личностных свойств, обусловленных интерпретацией опыта социального взаимодействия в определённой социокультурной среде, предъявляющей к индивидам особые требования - социально-психологические нормативы (стандарты личностных характеристик) и формирующей избирательное отношение к ним. Получат теоретическое обоснование и эмпирическую верификацию типичные индивидуальные и групповые варианты развития личности учащейся молодежи в образовательных средах мегаполиса, областного центра и малого города. Будут введены в оборот новые методические инструменты, позволяющие отслеживать изменения в содержании и структуре личностных черт у индивидов и их групп, различающихся своими образовательными, возрастными и социокультурными характеристиками в условиях современного российского социума.

Представленный нормативный подход к исследованию личности, эмпирическая модель средового влияния на изменения в содержании и структуре индивидуально-личностных черт, оригинальные диагностические методики и их результаты найдут практическое применение в разработке рекомендаций по совершенствованию институциональных механизмов социализации современной российской молодежи, в проведении социально-гуманитарной экспертизы образовательных сред, в обосновании программ психолого-педагогического сопровождения позитивного личностного развития школьников и студентов.

Номер проекта: 20-013-00245