российский
государственный
гуманитарный университет


Техники исследовательского чтения и письма

О «Техниках исследовательского чтения и письма»

Студенческое научное объединение «Техники исследовательского чтения и письма» (далее – ТИЧиП) преследует цель - расширение студенческих исследовательских компетенций. Основным направлением работы ТИЧиП является изучение зарекомендовавших себя методологических разработок российских и иностранных авторов из различных полей гуманитарной науки.

Работа ТИЧиП тематизируется по семестрам. В каждом семестре в исследовательском фокусе общества оказывается несколько близких друг другу теоретико-методологических разработок или же какой-либо практико-ориентированный сюжет, проблематизирующий практики чтения и письма. Члены ТИЧиП и научный руководитель ТИЧиП исследуют данные объекты на встречах (семинарах) общества. По итогам каждого семестра ТИЧиП выпускает сборник работ его членов (вышедшие номера сборника доступны для просмотра в конце данной страницы).

 

Методологический стиль «Техник исследовательского чтения и письма»

Метод ТИЧиП заключается в исследовательской реконструкции логик чтения и письма. Авторская методология научного руководителя общества, Акулинина В.Н. - «исследование-как-расследование» является одной из ключевых в работе ТИЧиП. Методологическая ставка делается на процесс поиска «улик», рассеянных в тексте, анализ которых позволяет разрабатывать гипотезы относительно «мотивов», «средств» и «возможностей» автора. Таким образом, исследуемый текст становится «преступлением», которое нужно расследовать. Благодаря «проработке версий», «опросу свидетелей и подозреваемых», создается многомерная картина текста. Мы начинаем лучше понимать, почему этот текст написан с помощью тех, а не иных техник письма. И с помощью каких техник он может быть прочитан наиболее эффективно для решения нашей задачи – его «расследования». Благодаря данному интерактивному формату достигаются две цели. Первая – получение опыта соавторства (мы пытаемся думать о тексте так, будто бы его пишем – ведь на каждом этапе «расследования» мы не знаем, как оно повернется в дальнейшем). Второе – получение опыта читателя (ведь от того, как мы прочитаем «улики», будет зависеть то, как мы будем относиться к «подозреваемым»).

Этот методологический стиль позволяет репозиционировать текст как феномен, с которым работает исследователь. А также «умножить» самого исследователя, наметить множество точек входа в исследуемый текст. Решаются сразу несколько задач.

 

Прагматика «Техник исследовательского чтения и письма»

Во-первых, мы обнаруживаем в тексте его «архитектуру». Каждый текст предстает чем-то вроде значительного для определенного архитектурного стиля артефакта – например, здания. И если мы исследуем стиль этого здания и овладеем логикой интерьера (письмо) и экстерьера (чтение), то сможем различать детали данного стиля, его импликации, в иных стилях. Мы сможем строить корреляции и каузации между разными стилями и объектами в разных стилях, то есть производить основные исследовательские операции. Мы можем самостоятельно проектировать тексты, используя удачные ходы из различных стилей, комбинировать их.

Во-вторых, мы смещаемся в область интерактивных практик: мы вовлекаемся в текст, что делает контакт с ним более личным. В этой связи актуализируется феномен «исследовательской эмпатии»: мы более не являемся пассивными читателями или локальными авторизированными комментаторами. Исследовательский контакт становится более глубоким.

В-третьих, мы смещаемся в сторону аналитического отношения к тексту. Поскольку логика текста «выдается» по частям, мы не имеем возможности сразу же весь текст описать. То есть исчезает опция подмены «анализа» «описанием», что является значительной проблемой в работе современных студентов с текстами.

Все вышеприведенные пункты способствуют улучшению ориентации исследователя в парадигме постнеклассической научной рациональности, междисциплинарности. Проясняют логические основания категории «методология», которая в большинстве своем остается туманным понятием для большинства студентов. Также ТИЧиП предпринимает попытку внести в исследовательский процесс игровой, интерактивный характер, что может позитивно сказаться на мотивации и вовлеченности студента в исследовательские процессы. 

ТИЧиП делает ставку на качественную стратегию. Ключевым моментом является не объем рассмотренных текстов, а глубина проработки каждого из них. Таким образом, инструментальный багаж исследователя формируется только из тех техник чтения и письма, которые он или она способны применить в своих исследованиях.

Наконец, пограничное положение ТИЧиП отражено и в его структурной локализации. Проект реализуется на базе факультета рекламы и СО, существующего в институциональных рамках гуманитарного университета, но в то же время имеющего ярко выраженную практическую направленность. Поэтому ТИЧиП представляется проектом, способствующим медиации исследовательской оптики студентов, с одной стороны, включенных в производство теоретического гуманитарного знания, а с другой, в репродукцию медиа среды. Именно по этой причине ТИЧиП концентрируется на развитии творческого мышления студентов, которое может быть приложено как к решению академических, так и практических креативных задач.

 

Сотрудничество с «Техниками исследовательского чтения и письма»

ТИЧиП исходит из ценности междисциплинарного взаимодействия, поэтому к участию в его работе приглашаются студенты всех факультетов РГГУ. По вопросам сотрудничества можно обращаться к руководителю ТИЧиП – Акулинину Виктору Николаевичу. Следить за новостями общества можно на канале ТИЧиП в телеграм: https://t.me/tichip_rggu

Руководитель

Акулинин Виктор Николаевич, кандидат философских наук, преподаватель кафедры Интегрированных коммуникаций и рекламы, факультета Рекламы и связей с общественностью
akulinin.vn@rggu.ru


Секретарь

Щербак Илья, студент 3-го курса Факультета рекламы и связей с общественностью,  st-shcherbak.i@rggu.ru 

 

Исследовательские материалы «Техник исследовательского чтения и письма»

- Том I - 2022/2023 - №1, №2 -

Исследование-как-расследование. Техники исследовательского чтения и письма. Т.1, 2022-2023, №1

Вопрос текста. Человек - Нейросеть. Техники исследовательского чтения и письма. Т1, 2022-2023, №2

- Т II. 2023-2024. №1

О так называемом инфоцыганстве. Коммуникативная система и политика аффекта. Техники исследовательского чтения и письма. 


Положение о студенческом научном объединении «Техники исследовательского чтения и письма»