В проекте планируется исследовать способы репрезентации городских пространств в учебно-назидательной литературе XVI–XVIII вв., реконструировать изменения моделей образа города в учебных практиках позднесредневековой схоластической традиции обучения, сохранявшейся в учебных книгах для обучения грамоте в XVI–XVIII вв., а также исследовать репертуар новых образов в учебной литературе Нового времени. Особенно актуальной междисциплинарной проблемой современной гуманитаристики представляется изучение использования в учебной литературе средневекового сакрального библейского городского образа и появление и путей развития конкретных топосов городской среды в педагогической мысли и практике XVI – XVIII вв.
Актуальность и научная значимость рассматриваемой проблемы определяется, во-первых, важностью изучения в педагогической мысли формирования образа города как одного из важнейших объектов среды обитания и картины мира в европейской культуре; во-вторых, необходимостью понимания динамики моделей урбанистического дискурса в европейской учебно-назидательной литературе XVI – XVIII вв. и спецификой резких изменений образа города от средневековой до модерной эпохи. Выявление и изучение различных текстов, содержащих визуальную и лингвистическую информацию о городе и городской среде в учебной литературе различных педагогических традиций, позволит реконструировать модели урбанистической картины мира на протяжении нескольких веков в разных странах Западной, Центральной и Восточной Европы – времени, когда формировались основы европейской педагогики и определялось важное место в ней идеи города и городской среды как условия развития образования, личностного и профессионального совершенствования.
В ходе реализации проекта предполагается выявление различных видов учебной литературы и изучение тех тестов (в широком смысле слова), которые содержат различные способы формирования образа города у учащихся. Предполагается изучение двух типов текстов – вербальные и визуальные, а также распространенные в барочной традиции вербально-визуальные тексты, где стихи, проза, гравюры дополняли и интерпретировали друг друга. Важным направлением исследования предполагается изучение понимания таких моделей образа города как: общее представление о городе, сакральный город, конкретного географического города с представлением близкого – далекого, формирование образа родного города и целей таких практик. В проекте предполагается проследить, как формировались эти практики в разных педагогических традициях стран Западной и Восточной Европы. Особое внимание будет уделено учебной литературе России. Важную группу в учебной литературе составляют учебники для обучения грамоте и грамматике.
В процессе осуществления проекта предполагается выявление в них текстов, формирующих представление о городе, их анализ и интерпретация. С XVI в. важными в процессе обучения становятся лексиконы (словари) разных видов, которые часто входят в состав учебников. Запланирован анализ как словарной части, относящейся к формированию представлений о городской среде, так и интерпретации тех или иных понятий в толковых лексиконах (лексикон Лаврентия Зизания, входящий в состав Букваря 1596 г.; толковый лексикон Памвы Берынды, трехъязычный словарь Федора Поликарпова и др.). Особую группу учебной литературы составляли Часовники, Псалтири, Октоихи, которые с XVII в. издавались специально для использования в школах. Выявление текстов о городском пространстве в этой группе учебной литературе представляется новой актуальной задачей, ранее не рассматривавшейся в научных исследованиях. Роль города в назидательной и просветительской учебной литературе, получающей распространение в XVI–XVIII вв., также является важной частью данного проекта. Особое внимание при этом будет уделено специфике барочных (школьная драма, «Ифика иерополитика, или философия нравоучительная», выдержавшая переиздания в Киеве, Санкт-Петербурге, Львове, Москве, Вене, и др.) и просветительских текстов, получивших распространение в XVIII в. Важным для изучения моделей европейской педагогической мысли в преподавании точных и естественных наук является труд Леонтия Магницкого «Арифметика» (1703), который оказал огромное влияние на формирование новой модели обучения, поэтому важным представляется анализ образа города в формировании картины мира как у учащихся навигацкой школы в Москве, так и в преподавании математических и естественных наук в России вообще. Особый жанр учебно-назидательной литературы раннего Нового времени, наиболее явным образом сопрягающий рефлексию о городе и дидактические задачи – «Ars apodemica» или «Искусства путешествий», своеобразная дидактическая версия «теории туризма» в раннее Новое время. Главным источником, на материале которого будет построено исследование этого жанра, является трактат «Театр человеческой жизни», известный еще под названием «Аподемический метод на пользу людям всех состояний, которые с пользой для себя желают путешествовать» (1577).
Одной из центральных тем станет связь трактатов по аподемике с учебно-энциклопедической традицией барокко и гуманизма, а также взаимодействие жанра аподемического искусства со смежными учебной литературе жанрами: паломническими итинерариями, травелогами, письмами о путешествиях, путевыми дневникам и переплетение в нем целого ряда дисциплин – медицины (можно вспомнить о трактате Гульельмо Гратароли, «О диете для путешествующих» или о том обстоятельстве, что с Теодор Цвингер был медиком), нарождающейся статистики, риторики и гражданских наук раннего Нового времени. Специальным предметом исследования в рамках проекта станет связь «литературы путешествий» с историей педагогической и философской мысли, в частности, с историей перипатетического логического «койнэ» – редукция феномена путешествий к четырем причинам Аристотеля.
Планируются следующие результаты работы по проекту.
2020 г. – выявление корпуса учебно-назидательной литературы XVI–XVIII вв., содержащей тексты разного типа, включающие обращение к образу города в педагогической практике, дидактической и общепедагогической теории; определение классификационной моделей урбанистического дискурса в выявленных источниках; эвристический анализ урбанистической научной литературы, рассматривающей выявленные модели образа города. Этот этап проекта предполагает составление научно-информационного поля о наличии урбанистического дискурса в учебно-назидательной литературе XVI–XVIII вв., его репрезентативности для выявления педагогической модели того или иного типа городского пространства и его назначения в учебной литературе различной адресности.
2021 г. – компаративный анализ конкретных моделей урбанистического дискурса в педагогических практиках стран Западной, Центральной и Восточной Европы в XVI–XVIII вв.; изучение эволюционных, статичных и сосуществующих (гибридных) тех или иных моделей городского пространства в учебной литературе; изучение специфики использования образов города, городского пространства, городской жизни в учебном процессе и воспитании. На данном этапе проекта предполагается подготовка ряда статей, содержащих конкретные результаты изучения моделей городского дискурса в учебно-назидательной литературе XVI–XVIII вв., относящихся к средневековым, гуманистическим, барочным и просветительским учебно-педагогическим практикам.
2022 г. – изучение общих закономерностей и региональной, конфессиональной, педагогической специфики формирования образа города в учебно-назидательной литературе стран Западной, Центральной и Восточной Европы в XVI–XVIII вв. Выявление источников образа города в учебно-назидательной литературе; реконструкция заимствований и ретрансляций урбанистических дискурсов в сфере учебной и воспитательной литературы XVI–XVIII вв. В итоге всей работы по проекту предполагается подготовка материалов для коллективной монографии по результатам реализации проекта объемом не менее 10 а. л. Работа по проекту предполагает использование различных методов исследования гуманитарных наук и искусствоведения. Исследование буде проводиться как в линейно-историческом контексте, так и в компаративистском географическом и типологическом ключе. Это позволит всесторонне осуществить выявление и анализ урбанистического дискурса в педагогических и воспитательных практиках XVI–XVIII вв.
Номер проекта: 20-013-00535