РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Афанасьева Ольга Максимовна

Кафедра/Центр

Кафедра медиаречи

Должность

Доцент

Ученая степень

Кандидат филологических наук

Биографические сведения

Окончила факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова (специалитет; квалификация – журналист, литературный работник газеты), аспирантуру при кафедре стилистики русского языка факультета журналистики МГУ (научный руководитель – профессор Илья Владимирович Толстой; тема кандидатской диссертации: «Реконструкция языковой картины мира публициста /на материале бюллетеней "Наши задачи" Ивана Александровича Ильина/»).
В РГГУ с 2004 года.

Научно-педагогическая деятельность

Преподавала лексикологию и морфологию современного русского языка и литературное редактирование на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, литературное редактирование в Школе журналистики при газете «Известия», сотрудничала в качестве литературного редактора с издательством «Русский язык. Курсы», в качестве соредактора – с издательством АСТ (работала как литературный и научный редактор над книгой Л. А. Якубовича и О. Ю. Нирской «100 вопросов о ТВ спонсорстве») и др.
Читает курсы учебных дисциплин:
«Лингвокультурология», «Современный медиатекст», «Стилистика и литературное редактирование», «Современный русский язык (лексикология, морфология, синтаксис)», «Терминология публицистики», «Офоэпия и техника речи».

Сфера научных интересов

Медиастилистика, редактирование медиатекста, лексическая семантика, лингвокультурология, лингвоэтика, морфология современного русского языка.

Публикации

Автор более 50 научных и учебно-методических работ.
    Основные научные публикации:
  1. Семантика понятия «свобода» в публицистике И. А. Ильина (на материале бюллетеней «Наши задачи») // Журналистика и культура русской речи. 1999. Вып. 9. С. 20–37.
  2. Семантика понятия «предметность» в публицистике И. А. Ильина // Журналистика и культура русской речи. 2002. № 3. С. 60–77.
  3. Ключевые концепты русской культуры и фоновые представления о культуре, навязываемые рекламой и СМИ // Труды кафедры стилистики русского языка. Внутривузовский сборник научных трудов. М.: Факультет журналистики МГУ, 2008. Вып. 2. С. 30–36.
  4. Содержание понятия «культура»: основы культуры и ее составляющие (на материале публицистики И. А. Ильина) // Журналистика и культура русской речи. 2008. № 1–2. С. 6–13.
  5. Редакторский анализ текстов СМИ: лингвоэтический аспект // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2011. № 2. С. 45–53.
  6. Концепт «нравственность» в современном медиапространстве // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Журналистика. Литературная критика». 2014. № 12 (134). С. 204–214.
  7. Публицистическая картина мира: к вопросу о методах исследования // Медиаальманах. 2015. № 1 (66). С. 74–79; № 2 (67). С. 72–77.
  8. Концепт «русская идея» в публицистике И.А. Ильина (на материале бюллетеней «Наши задачи») // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2015. № 4. С. 108–116.
  9. Анализ лексической сочетаемости слова «честь» (на материале российских СМИ) и профессиональная честь журналиста // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение». Вып. 94. 2015. № 5 (360). С. 357–364.
  10. Понятие «любовь» в аспекте межкультурной коммуникации (на материале публицистики И. А. Ильина) // Современная коммуникативистика. 2016. № 4 (23). С. 26–31.
  11. Аксиологическая модальность публицистического текста: на материале бюллетеней И. А. Ильина «Наши задачи» // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2016. № 8 (17). С. 124–130.
  12. Концепт «добро» в современном медиапространстве (на материале газеты «Известия») // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. № 7 (28). С. 132–138.
  13. Вопрос о соотношении языка и мышления как теоретическая основа медиаисследований // Актуальные проблемы стилистики: Ежегодный международный научный журнал. М.: Факультет журналистики МГУ, 2018. № 4. С. 179–187.
  14. Функционирование эксплицитно-оценочных слов «хорошо» и «плохо» в современном медиатексте // Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 6–8 февраля 2020 г. М.: Факультет журналистики МГУ, 2020. С. 450–451.
  15. Концепт «кот» в современном медиапространстве (на материале российских СМИ 2000–2020 гг.) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 2 (36). С. 136–147.
  16. Лингвистические критерии оценки качества журналистских текстов // Редактирование медиатекста: коллективная монография. М.: ФЛИНТА, 2020. С. 19–31.
  17. О чем мечтают россияне? Функционирование лексем «мечтать», «мечта», «мечтание» в современном медиатексте (на материале публикаций информационного портала «Лента.ру») // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021. № 10. С. 101–116.
  18. «Мимимикультура» как феномен современного медиапространства // Новая реальность в условиях цифровизации: монография. М.: Знание-М, 2022. С. 49–56.


Обновлено: 05.02.2024 15:00:31
Версия для печати