Атеист, дзен-буддист или криптотомист — это далеко не все характеристики Мартина Хайдеггера, одного из самых значительных философов ХХ века, и его отношения к Богу и теологии, которые появились за 88 лет после публикации «Бытия и времени». Лектор, доктор философских наук С.А. Коначева (РГГУ), не выбирает одну из сторон, но исследует те основания хайдеггеровской философии, которые дают ему возможность оставить открытым вопрос о Боге.
Из лекции слушатели узнают о развитии понимания священного и Бога в философии Хайдеггера в контексте онтологической дифференции, осмысления различия между бытием и сущим, бытием как бытием и бытием как сущим в целом. Лектор расскажет о противоречивом хайдеггеровском понимании отношения философии и теологии: с ранних лекций Хайдеггер говорил о различии между философией и теологией как условии возможности обеих и даже утверждал необходимость методического а-теизма философии, однако философия Хайдеггера вырастает из феноменологического исследования религиозного опыта раннего христианства, а вопросы священного и божественного непреходящи в его мысли.
На материале всего творчества Хайдеггера, от раннего к позднему, лектор докажет, что философия Хайдеггера не сводится ни к теизму, ни к пантеизму или атеизму. Хайдеггер видел свое мышление как мышление без Бога, но дело мыслителя – раскрыть и прояснить место священного. Хайдеггер не ответил на вопрос: Кто или что есть Бог? Он стремился определить само «есть», продумать его из бытия, их четверицы, из события-присваивания. Аналитика поэтически-герменевтического опыта и сегодня ставит перед нами вопрос: как Бог становится доступным понимающему опыту, как возникает «понятие» Бога?
Адрес: м. Новослободская ул. Чаянова д.15 / Миусская площадь д.6. Аудитория 273.