Экскурсия в центр им. И. Грабаря
Студенческая экскурсия во всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) ведет свою историю с 1918 года. В этом году реставрационный центр отмечает свое 100-летие. За всю историю своего существования трудами его сотрудников были сохранены тысячи памятников искусства, в том числе иконы соборов Московского Кремля, живопись и графика из собраний Дрезденской галереи, экспонаты из коллекций Государственной Третьяковской Галереи, Государственного исторического музея и многое другое.
Мастерская реставрации темперной живописи - старейшая в структуре ВХНРЦ. Деятельность мастерской началась практически сразу после революции. Силами ее сотрудников были спасены от уничтожения древнейшие святыни XII – XIII веков, которые теперь входят в золотой фонд Третьяковской галереи, Русского музея и Музея-заповедника «Московский Кремль». В результате планомерной практической и исследовательской работы были расширены представления о древних школах – псковской, владимиро-суздальской, Строгановской, о «северных письмах». Плеядой реставраторов 1960–1990-х годов был создан мощный потенциал, позволивший говорить о рождении самостоятельной реставрационной школы.
Во время экскурсии, студенты 1 курса направления подготовки «Документоведение и архивоведение» (профиль: «Экспертная оценка и реставрация архивных и антикварных документов), познакомились с историей центра, а также ее сотрудниками, стаж работы которых, составил более 65 лет. В мастерской по реставрации темперной живописи ребятам были продемонстрированы экспонаты, находящие в данный момент на реставрации. Сотрудники отдела познакомили будущих реставраторов с научной терминологией, которая так необходима им для понимания процесса реставрации. Лишь в небольшой степени ребятам удалось увидеть, как происходит процесс реставрации икон.
Важным, интересным и поучительным для студентов стало знакомство с Адольфом Николаевичем Овчинниковым. На счету Овчинникова более двадцати персональных выставок, сотни копий-реконструкций древнерусской монументальной живописи, выполненных в авторской технике. Заслугой Адольфа Николаевича является то, что он разработал авторскую методику по копированию древнерусской живописи, им была скопировала живопись восьми храмов, половины из которых уже не существует. По утверждению мастера, для него копии-реконструкции - это машина времени, которая переносит его в XII, или в XIV, или в XV век.
Пройдя по залам мастерских, захотелось поблагодарить реставраторов Центра им. И. Грабаря, благодаря которым сегодня можно увидеть много уникальных произведений живописи и древнерусского искусства.
|