"Школа историка"
С 18 по 21 апреля 2018 года в Москве проходит Международный образовательный молодёжный проект "Школа историка", организованный Историко-архивным институтом РГГУ и Российским историческим обществом при поддержке Фонда «История Отечества».
Основная цель проекта - создание международного коммуникационного пространства исторического просвещения молодежи, знакомство с современной российской исторической школой. Программа Школы историка включала три модуля: академический, практический и коммуникативный. В рамках академического модуля участникам Школы историка были предложены мастер-классы, предусматривающие овладение основами научно-исследовательской и публичной работы историка. Практический модуль заключался в знакомстве с архивами, библиотеками и музеями Москвы и был направлен на создание безбарьерной исторической среды участников Школы историка. Коммуникативный модуль – это, прежде всего, общение и обмен мнениями по актуальным историческим вопросам и подходам к изучению истории со своими сверстниками
В реализации проекта приняли участие ведущие научные и культурно-просветительские центры исторического знания: Государственный архив Российской Федерации, Государственный исторический музей, Государственная публичная историческая библиотека, Мультимедийный парк «Россия-моя история».
В этом году Школа историка привлекла неравнодушных к истории ребят не только из разных регионов России (От Екатеринбурга до Владимира и Тулы), но и из ряда стран Европы- Италии, Македонии, Польши, Эстонии, Болгарии, Молдовы.
Открытие Школы историка состоялось в Зале ученого совета Российского государственного гуманитарного университета. С приветствием к собравшимся обратились исполняющий обязанности ректора РГГУ Александр Борисович Безбородов, проректор РГГУ по научной работе Павленко Ольга Вячеславовна, проректор РГГУ по учебной работе Шкаренков Павел Петрович и декан факультета архивного дела Малышева Елена Петровна, настроив начинающих историков на плодотворную работу. Немало слов было сказано об особенностях профессии историка, которую выбирают или уже выбрали юные участники.
После официального открытия ребятам удалось чуть ближе познакомиться друг с другом в неформальной обстановке. Завершилось открытие экскурсией по Российскому государственному гуманитарному университету, после чего участники «Школы» направились в отель, чтобы, отдохнув, совершить прогулку по Москве и ознакомиться с достопримечательностями столицы.
На утро второго дня участники отправились в Историко-архивный институт, чтобы посетить мастерскую «Электронные ресурсы по истории России». В рамках работы мастерской кандидат исторических наук, доцент РГГУ Ирина Германовна Силина провела для них увлекательную лекцию о 3D реконструкциях исторических событий.
После лекции участников ждала экскурсия по палатам Московского печатного двора, единственного каменного нехрамового здания в Москве XVI в. Во время экскурсии они увидели Правильные палаты с прекрасными изразцовыми печами, подземелья печатного двора, а также вышли на площадку Китайгородской стены.
После экскурсии кандидат исторических наук, доцент РГГУ, автор более 800 работ Евгений Владимирович Пчелов научил участников читать исторические источники, что вызвало у ребят неподдельный интерес и воодушевление.
После обеда участников ждала образовательная программа в Государственном архиве Российской Федерации. «До сих пор нахожусь под впечатлением. Все мероприятия были удивительно интересны и выделить что-то одно я не могу... Но самым запоминающимся был поход в архив. Очень понравилась дружеская, семейная обстановка, которая царила на протяжении всех четырех дней,» - поделился позже впечатлениями Давуд Хакимов из Рязани.
Третий день «Школы молодого историка» прошел в Мультимедийном парке «Россия-Моя история» на ВДНХ. Пасмурная погода сменилась солнечной, а новый учебный день принес новые мастерские, новые знания и новые впечатления. Приехав в павильон ранним утром, ребята сразу втянулись в работу в исторических мастерских. Первую мастерскую - «Архивы в системе исторического знания», провел кандидат исторических наук Филипп Георгиевич Тараторкин. В ходе мастерской участники проекта ознакомились с историей архивов и архивной мысли в истории России, а также получили новые знания о методике отбора архивных документов.
После этого ребят ждала работа в мастерской доктора исторических наук Алексея Алексеевича Киличенкова «Историческая память общества и историографическая культура историка». В рамках данной мастерской профессор рассказал о военно-исторической реконструкции, революции и объективном, разностороннем восприятии исторической реальности. Увлекательная дискуссия, развернутая лектором, не прерывалась ни на минуту, а формат, при котором возможность высказаться есть у каждого, не оставил никого равнодушным.
По окончании мастерской ребята отправились на экскурсию по экспозиции «Рюриковичи», посвященную становлению Древнерусского государства. «Никогда не думала, что можно так много узнать по картине о какой-то эпохе! Лекция Алексея Алексеевича была увлекательнейшей, для меня — самой интересной в третий день», - не сдержалась в эмоциях участница из Эстонии Ника Смирнова. В предпоследний день «Школы» ребята вернулись вдохновленными новыми знаниями и заряженными на следующий день, который будет не менее интересным и познавательным.
Ранним утром заключительного дня школы участники покинули гостиницу и направились в место, родное многим российским историкам - Государственную Публичную историческую библиотеку. Там ребят ждала небольшая экскурсия и мастерская, в ходе которой они познакомились с работой библиотеки.
Прогулявшись по тихим улицам Китай-города, участники взяли курс на торжественное закрытие Школы историка, которое прошло в Государственном историческом музее. Там были подведены итоги четырех дней насыщенной работы школы, участники обменялись мнениями, получили памятные сертификаты.
Проект дал мне отличную возможность познакомиться с новыми интересными людьми, узнать много нового для себя. Я очень рада, что оказалась здесь и получила незабываемые впечатления и массу положительных эмоций. Хочется выразить огромную благодарность тем людям, которые участвовали в организации данного проекта!» - поделилась эмоциями Ипполитова Алиса из Пензы
«Школа историка» стала прекрасной возможностью для молодых исследователей пообщаться с коллегами, перенять у них опыт, вжиться в роль настоящего «искателя истины». Ребята освоили целый пласт знаний в исторической сфере, познакомились с экспертами в области истории и архивоведения, а также убедились в выборе будущей специальности. Участники увезли с собой не только сертификаты, но и массу положительных впечатлений от общения и знакомства с ранее малоизвестным им миром архивоведения.
Текст подготовила Анна Дерюгина
|