УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России»


Бакалавриат

Концепция реализации программы по направлению подготовки «История», направленность (профиль) «История современной России».

В рамках исторического образования по направлению подготовки «История» в РГГУ разработана специальная образовательная программа «История современной России». Реализация данной программы осуществляется Учебно-научным центром «Новая Россия. История постсоветской России» Историко-архивного института РГГУ в рамках традиций отечественной исторической науки и образовательной практики высшего исторического образования и апробации этой практики в РГГУ.

Образовательная программа «История современной России» является инновационным проектом РГГУ, так как тематически касается новейшей реальности российского и мирового исторического процесса второй половины 80-х годов ХХ в. – 2010-х годов.

В условиях глобализации, регионализации и компьютаризации развития человеческого социума, актуальность истории современности возрастает многократно. Это обстоятельство убедительно умножает значимость специалистов-историков в деле формирования государственной политики и решения проблем национальных интересов России как субъекта международных отношений. Поэтому задача подготовки бакалавров по направлению подготовки «История» направленность (профиль) «История современной России» выступает одной из приоритетных в образовательной политике Российской Федерации и составляет важной звено в концепции российского образования на сегодняшний день.

Приступив к реализации данной образовательной программы одним из первых в российских вузах, коллектив УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» разработал уникальный по своему содержанию учебный план подготовки студентов. Этот план включает в себя такой набор дисциплин, который по результатам его освоения позволяет выпускнику-бакалавру стать не просто историком современности, но и россиеведом, подготовленным работать в самых разных сферах, успешно конкурируя со специалистами других гуманитарных специальностей, а в некоторых аспектах (исторического причинно-следственного контента), – и превосходить их в плане аналитического и экспертного анализа.

Наши выпускники находят себе применение в государственных структурах и политических организациях, в бизнесе, в сфере культуры, СМИ и интернета.

Полученные знания позволяют нашим выпускникам получать предложения работодателей из экспертных сообществ, от политиков, работать в министерства и ведомства, в информационных службах самого разного уровня и профиля (корпораций, холдингов, концернов и т.д.), заниматься преподавательской деятельностью и готовить себя к научной деятельности.

О чем вы будете узнавать, поступив к нам?

  • О Советском Союзе накануне распада
  • О России в ходе реформ 1990-х
  • О России в 2000-е годы

Поступив к нам, вы сможете заниматься самыми разными вопросами по истории современной России и ее внешней политике.


Несколько тем выпускных квалификационных работ, которые были защищены в последние годы нашими студентами

  1. Российская театральная жизнь в 1990-е годы.
  2. Миграционная политика российской власти. 2000-2018 гг.
  3. Олигархический капитализм в России. Этапы формирования и персональный состав.
  4. Внешняя политика России: Россия и ЕС. 1990-2000-е годы.
  5. Многопартийность в РФ: История создания партии «Единая Россия»

Концепция реализации программы по направлению подготовки «Публичная политика и социальные науки»

Возрождение публичной сферы стало ключевым звеном выхода российского общества из глубокого системного кризиса. Решающий шаг в этом направлении видится в восстановлении государственности как фундамента эффективной публичной политики. Именно государство является инструментом аккумуляции, выражения и защиты общенациональных интересов, на которых зиждется публичная сфера общества.

В основе образовательной программы «Публичная политика и социальные науки» лежит сложившиеся в науке представление о публичной политике как социально-политическом явлении, которое возможно рассматривать с институциональной, функциональной и коммуникационной точки зрения, что предполагает обучение студентов по соответствующим направлениям, предопределяет содержание образовательной программы и набор учебных дисциплин.

Институт публичной политики выступает тем социально-политическим образованием, которое по своей природе призвано выступать условием и средством, позволяющим обществу формировать стратегическую «повестку дня», создавать внутренние стимулы и ценности общественно-политического развития, переводить возникающие в этом процессе конфликты в позитивно-функциональное русло, превращая их тем самым в элемент социальной динамики. Через публичную сферу активизируются социальные технологии, направленные на:

  • оптимизацию механизма взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества (развить межсекторное социальное партнерство);
  • оптимизацию и совершенствование государственных институтов;
  • развитие и проникновение в государственную политику гражданских инициатив.

«Публичная политика и социальные науки» направлена на подготовку специалистов, способных к апробации и применении на практике различных методов ее формирования, знающих механизм реализации, учитывающих интересы различных групп населения и т.п. Кроме того, говоря о публичной политике необходимо учитывать важность владения всем циклом этого процесса - формирование, реализацию, оценку и коррекцию публичной политики. При этом ведущее место должно занять изучение институциональных и субъектных срезов публичной политики. Поскольку от организации публичной сферы и развитости ее ключевых институтов и механизмов в значительной мере зависит характер публичной политики в государстве.



Концепция реализации программы по направлению подготовки «Регионоведение России»

Образовательная программа по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России. Уровень высшего образования бакалавриат. Направленность (профиль): Историко-культурное развитие регионов России. Форма обучения: очная.

Цель образовательной программы 41.03.02 Регионоведение России: подготовка специалистов в области всесторонних процессов развития регионов Российской Федерации с упором на изучение особенностей историко-культурного развития российских регионов, влияния традиций на формирование актуальных тенденций развития региона в областях культуры, экономики, политики.

По итогам обучения выпускники научатся принимать грамотные управленческие решения, формировать эффективную политику в государственном и муниципальном управлении, бизнесе, науке, социальной сфере.

Знать историю Российской Федерации, понимать специфику и многообразие её регионов, уметь раскрыть тонкие взаимосвязи и переплетения их традиций, культуры, исторического наследия, предопределивших векторы развития страны – значит понимать как и почему Россия стала той страной, в которой мы живем, уметь делать научно обоснованные прогнозы, предвидеть будущее.

Знать историю родного края – непременное условие перевода традиций и инноваций региона в областях культуры, экономики, политики в конкретные социальные проекты и программы развития.

Выпускник может работать в федеральных и региональных органах государственной власти и местного самоуправления (правительстве, министерствах и ведомствах, аппаратах парламентов федерального, регионального и муниципального уровней), экспертных и консалтинговых структурах, научных и научно-исследовательских организациях, средствах массовой информации, общественных организациях, бизнес-структурах, реализовывать проекты в области туризма, этнокультурного развития, маркетинга территорий.

Задачи образовательной программы 41.03.02 Регионоведение России:

- сформировать у выпускников понимание специфики регионоведения России, подробные представления об административно-территориальное устройстве и о взаимодействии друг с другом политических субъектов разного уровня в современной России;

- научить понимать и разбираться в проблемах сохранения этнокультурного и исторического наследия регионов России;

- развить профессиональные навыки в области анализа, разработки и реализации государственных, общественных программ и проектов с позиций общественно-политического, социально-экономического, историко-культурного, этноконфессионального развития регионов России;

- сформировать навыки проведения научных исследований с использованием базовых исследовательских методов в области регионоведения России.

 

Обучение предполагает освоение таких дисциплин, как:

  • Политическая география России
  • История политико-культурных коммуникаций регионов России
  • Туристический потенциал регионов России
  • Инвестиционный потенциал регионов России
  • Этноконфессиональная карта России
  • Демография современной России
  • Организация региональной власти и местного самоуправления современной России

 

Подробная информация о программах: https://www.rsuh.ru/sveden/education/information-on-educational-programs-obch.php

Информация о приеме: https://www.rsuh.ru/abiturient/