В самом центре Москвы, между Лубянкой, Большим театром и Красной площадью, посредине Никольской улицы, свысока поглядывая на снующую внизу толпу, возвышается одно из самых необычных строений столицы – здание Историко-архивного института.
Мы, сегодняшние, как и предыдущие поколения в прошлом и позапрошлом веках, не устаем удивляться прихотливым сочетанием готики стрельчатых окон с мавританскими мотивами в узорочье колонок – "минаретов" и воздушно – изысканной итальянской стройностью пропорциональных сечений фасада, открытого всем ветрам настежь, словно широкий русский изумрудно – травянистый луг.
Каждого, кто входит в старинное здание Историко-архивного института, приветствуют с высоты изваянные на изумрудном фасаде царственный Лев, олицетворяющий собой всемогущество Знания, силу Науки, и легендарный Единорог – олицетворение магического умения Человека хранить и передавать сквозь века документальную Память.
За массивными, будто кованными из черного чугуна, пугающими своей крепостной неприступностью двустворчатыми воротами, открывается уютный старомосковский дворик, в самом углу которого притаился двухэтажный, украшенный изразцами, сказочный "теремок" - подлинная жемчужина московского каменного зодчества XVII столетия.
Именно здесь в XVI в. размещались Московский Печатный двор и Синодальная типография, где была напечатана первая русская книга.
Первая русская типография была основана в 1553 г. по указу Ивана Грозного. Причиной послужило большое количество ошибок в рукописных книгах для богослужения по вине неграмотных переписчиков. Подобные погрешности вели к разночтениям в текстах, ереси и возможному расколу. Царь совместно с митрополитом Макарием решили исправить огрехи с помощью книгопечатания.
Помещение построили на деньги казны в Китай-городе по соседству с Николо-Греческим монастырём. Впоследствии оно стало называться Печатным двором. Первой книгой, в послесловии которой были выходные данные типографии, является «Апостол». Она была издана в 1564 г. Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.
По указу патриарха Иоакима в 1681 г. при Печатном дворе было создано греческое училище — так называемая Типографская школа иеромонаха Тимофея. Она считается одной из первых российских профессиональных школ. За время существования Печатного двора были изданы такие книги, как Триодь постная, Триодь цветная, Евангелия, Псалтырь, Часовник и другие. С 1702 г. в стенах типографии стали издавать первую российскую газету «Ведомости». В целом с 1564 по 1711 гг. было отпечатано около 700 изданий, среди которых были так называемые четьи книги, полемические сочинения, переводы, учебная литература. Именно при московском Печатном дворе сложился стиль русских кириллических изданий.
В начале XVIII в. Печатный двор передали в ведение Духовной коллегии. В 1721 г. он был подчинён Святейшему Синоду, а типография преобразована в Синодальную. В конце XVIII — начале XIX вв. корпуса по Никольской улице были разобраны и в 1811—1814 гг. на их месте возвели монументальное здание Синодальной типографии по проекту архитекторов Алексея Бакарева и Ивана Мироновского. Постройки воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай-города. Типографию неоднократно достраивали и реконструировали в «русском стиле». Фасады комплекса со стороны внутреннего двора сохранили барочный облик. Дворовую часть восточного корпуса в 1871 г. оформил архитектор Михаил Чичагов.
Переделку палат у Китайгородской стены произвёл в 1872—1875 гг. архитектор Николай Артлебен. По его проекту была реконструирована Прави́льная палата (Теремок) и возведено новое шатровое крыльцо. Над росписью интерьеров работали палехские мастера. Подземные части Теремка датируются концом XV в., что позволяет говорить о подвале, как об одном из древнейших сооружений Москвы. Надстройка третьего этажа и оформление торцевых сторон боковых корпусов выполнены в 1890-х гг. архитектором С.С. Слуцким. В 1917 г. Синодальная типография была закрыта, в её стенах разместились советские архивные учреждения.
После открытия в этом здании будущего Историко-архивного института, студенты, поднимаясь в учебные аудитории по металлической спирали крутой лестницы, впитывают в себя этот всепроникающий дух старинной московской культуры. И сегодня уже никого не пугают поднявшиеся на дыбы изваяния Льва и Единорога над входом в здание Института. Никто не сверяет время по паре его уснувших солнечных часов. Но кажется, что эти символы Времени, Памяти и многоликой Истории навечно поселились здесь, чтобы осенять своим присутствием каждого, кто войдет из уличной суеты по стертым узеньким ступенькам под гулкие своды Историко-архивного института.