РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



В пресс-центре МИА «Россия сегодня» презентовали коллективную монографию «Воспитание в высшей школе: от теории к практике»
31.05.2022

В пресс-центре МИА «Россия сегодня» презентовали коллективную монографию «Воспитание в высшей школе: от теории к практике»

31 мая состоялась презентация результатов научно-практического исследования и коллективной монографии «Воспитание в высшей школе: от теории к практике» в пресс-центре МИА «Россия сегодня».


Участники мероприятия обсудили современные подходы к воспитательной деятельности в системе высшего образования и роль открытого воспитательного пространства на основе анализа практик социально-проектной деятельности детей и молодежи, реализуемых в рамках «Моя страна – моя Россия» – одного из проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Исследование, лежащее в основе монографии, опирается на анализ результатов конкурса-мониторинга «Практики организации воспитательной работы с обучающимися образовательных организаций высшего образования», проводимого Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

«Воспитание в высшей школе: от теории к практике» – это продукт, который мы начали готовить еще в конце 2020 года и хорошо, что он получил жизнь в виде живого печатного и электронного издания. В настоящее время в российских университетах обучается свыше 4 миллионов человек, более миллиона из них – это студенты первого курса, а выпускается ежегодно более 900 тысяч молодых людей», – рассказал директор Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Денис Аширов.

Ректор Российского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук, профессор Александр Безбородов отметил, что миссия РГГУ как ведущего российского научно-образовательного центра в области гуманитарных, социальных и информационных наук заключается в осуществлении фундаментальных и прикладных научных исследований мирового уровня в области гуманитарного знания. Результаты экспертно-аналитической и научной деятельности получают возможность дальнейшего распространения благодаря деятельности нашего издательского центра, который уже через полтора года отметит свое 30-летие».

Соавтор монографии, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, проректор РГГУ, научный руководитель Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Лариса Пастухова подчеркнула: «Воспитание – это основа на всех ступенях образования. Говоря словами Антона Семеновича Макаренко, «воспитание совершается на каждом квадратном метре Земли». Процессы обучения и воспитания давно вышли за рамки образовательной организации. Многолетний опыт, анализ  педагогических практик, реализуемых в рамках Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» президентской платформы «Россия – страна возможностей», показывает, что развитие личностных, профессиональных, гражданских качеств у детей и молодежи, эффективнее проходит в открытом воспитательном пространстве, где ключевым выступает принцип  субъектной позиции: если студент сам не включен в процесс «самостроительства» своей личности, не заинтересован в собственном личностном росте, то все усилия «организаторов воспитания» могут оказаться напрасными, потому обеспечение «включенности» студента в этот процесс – первейшее условие».

Как отметила научный руководитель Лаборатории развития содержания воспитания и социализации Центра воспитания и развития личности Российской академии образования, член-корреспондент РАО Наталия Селиванова, «воспитание в высшей школе имеет свою специфику, ведь мы имеем дело со взрослыми людьми. Это повышает нашу ответственность как разработчиков различных пособий, документов для высшей школы в сфере воспитания».

В презентации приняли участие авторы монографии: научный руководитель Лаборатории развития содержания воспитания и социализации Центра воспитания и развития личности Российской академии образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО  Наталия Селиванова, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, проректор РГГУ, научный руководитель Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Лариса Пастухова, проректор по воспитательной и социальной работе Новосибирского государственного педагогического университета, кандидат социологических наук Николай Киселев, доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Татьяна Сорокина-Исполатова, доктор педагогических наук, профессор, специалист в области теории воспитания и социальной педагогики Марина Шакурова и доктор педагогических наук, профессор, член Научного совета РАО по вопросам воспитания, директор Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского, завкафедрой общей педагогики и педагогики профессионального образования Тамара Щелина.

В ближайшее время монография будет доступна для прочтения. Информация будет размещена на странице Издательского центра РГГУ.


Информационная справка


Автономная некоммерческая организация (АНО) «Россия – страна возможностей» была создана по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Ключевые цели организации: создание условий для повышения социальной мобильности, обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан, а также создание эффективных социальных лифтов в России. Наблюдательный совет АНО «Россия – страна возможностей» возглавляет Президент РФ Владимир Путин.

За 4 года работы платформы участниками её проектов стали 10,5 миллионов человек из всех регионов России и 150 стран мира, а партнерами – более 1500 компаний, вузов, государственных и общественных организаций.

«Моя страна – моя Россия» – всероссийский конкурс для молодых людей, неравнодушных к жизни родного города, села или поселка и готовых предложить идеи и проекты для развития своего региона.

Источник: МИА «Россия сегодня» Состоялась презентация коллективной монографии «Воспитание в высшей школе: от теории к практике»