РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Религиозные практики в СССР: выживание и сопротивление в условиях насильственной секуляризации
21.02.2012

Религиозные практики в СССР: выживание и сопротивление в условиях насильственной секуляризации

16-18 февраля в РГГУ состоялась конференция "Религиозные практики в СССР: выживание и сопротивление в условиях насильственной секуляризации"


16-18 февраля состоялась конференция «Религиозные практики в СССР: выживание и сопротивление в условиях насильственной секуляризации», организаторами и участниками которой были Центр изучения религий РГГУ, Центр истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН, Центр Восточноевропейских исследований университета г. Бремен (Германия) и Центр Франко-российских исследований в Москве.

Религиозные практики в СССР: выживание и сопротивление в условиях насильственной секуляризации   Религиозные практики в СССР: выживание и сопротивление в условиях насильственной секуляризации   Религиозные практики в СССР: выживание и сопротивление в условиях насильственной секуляризации

Напряженной истории взаимоотношений советского режима и религиозных институтов посвящено немало научных исследований, однако лишь малая их часть посвящена вопросам жизни самой церкви в СССР. Именно проблема выживания религии в условиях коммунистического режима Советского Союза стала центральной темой научного форума.

Религиозные практики в СССР: выживание и сопротивление в условиях насильственной секуляризации  Религиозные практики в СССР: выживание и сопротивление в условиях насильственной секуляризации  Религиозные практики в СССР: выживание и сопротивление в условиях насильственной секуляризации 

Проректор по научной работе Д. П. Бак высоко оценил заявленную организаторами программу конференции, концептуально и тематически объединяющую разные конфессии и разные регионы страны, а также представляющую широкий круг исследований от монографий и источниковедческих обзоров до презентации результатов полевых исследований. Подобный спектр изучаемых проблем способствовал, по его словам, разработке общей методологии исследования религиозных практик. «Пока нет ключа, который позволил бы увидеть, как сосуществовали "Лолита" и "Как закалялась сталь". Эти произведения разведены по разным полям, хотя и написаны в одну эпоху. Сегодня мы имеем возможность взглянуть на «мозаичное целое» советского времени под новым углом зрения», - отметил Д. П. Бак.

Религиозные практики в СССР: выживание и сопротивление в условиях насильственной секуляризации  Религиозные практики в СССР: выживание и сопротивление в условиях насильственной секуляризации

Директор Центра изучения религий РГГУ Н. В. Шабуров поприветствовал гостей и передал слово докладчикам. Прозвучали выступления об экспроприации и уничтожении церковного имущества, отчаянных попытках этого не допустить, а также о трансформации соотношения «верующих-неверующих» в зависимости от социального положения индивида. Наиболее оживленную дискуссию вызвали доклады «Ответы религий на репрессивную политику государства», «Анализ понятий "народной", "элитарной" и "официальной" религии», а также «Трансформация сакрального пространств - храмов, святынь - в условиях преследования религии».