РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Постоянно действующий научный семинар «Язык. Культура. Профессия» кафедры иностранных языков РГГУ
12.04.2024

Постоянно действующий научный семинар «Язык. Культура. Профессия» кафедры иностранных языков РГГУ

Во втором семестре 2023-2024 учебного года продолжает свою работу постоянно действующий научный семинар «Язык. Культура. Профессия», организатором которого выступает кафедра иностранных языков РГГУ. Проведено 3 заседания научного семинара: 29.02., 22.03. и 12.04.2024 г.


Семинар включен в официальный перечень  научных мероприятий РГГУ на 2024 г.

Спикерами и участниками дискуссии научного семинара стали исследователи разных направлений гуманитарного знания – члены кафедры иностранных языков, преподаватели кафедры иностранных языков Московского политехнического университета, Центра лингвистики и профессиональной коммуникации Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московского государственного университета спорта и туризма. Коллеги   демонстрировали  и предлагали к предметному обсуждению результаты своих научных изысканий в области лингвопсихологии,  лингвокультурологии, лингвистики,  методики преподавания иностранных языков в нелингвистическом гуманитарном университете. 

Проведенные заседания подтверждают, что работа научного семинара системно  направлена  на реализацию  его задач: апробацию результатов научных и научно-методических исследований в рамках магистрального направления научной деятельности кафедры иностранных языков «Лингводидактическая модель иноязычного профессионального образования в нелингвистическом университете»; обсуждение форм самостоятельной работы и мультимодальной поликультурной  среды для диагностики знаний студентов. 

Иностранный язык на кафедре иностранных языков – прежде всего, некий медиум профессиональных  знаний, открывающий перед студентами возможности притока профессиональной информации и осуществления профессиональной коммуникации. Поэтому вполне закономерно, что сделан акцент на межпредметную интеграцию,  симбиоз иностранного языка и профильной дисциплины (приоритетно в первых языках). 

На заседаниях научного семинара во 2 семестре 2023-2024 учебного года ставился акцент на использование онлайн платформ как дополнительного инструмента в обучении иностранным языкам. В центре обсуждения встал вопрос о том, в какой мере  приложения могут помочь преподавателю разнообразить учебный процесс. В качестве ответа  автором исследования представлен обзор ресурсов для пополнения словарного запаса; для изучения грамматики; для отработки аудирования; для чтения; а также мобильные приложения, получившие широкое распространение в последние годы. Особый акцент был сделан на электронном ресурсе Rosetta Stone, используемом в РГГУ. Отмечено, что платформа изучения иностранных языков Rosetta Stone, активно задействованная на общеуниверситетской  кафедре иностранных языков, наиболее полезна в качестве вспомогательного средства студентам, находящимся на первых ступенях освоения иностранного языка, и может быть рекомендована как дополнительный инструмент самостоятельной работы, способствующий повышению языкового уровня студентов с уровня А1/А2 до уровня B1/B2 и выше, т.е. уровня, требующегося для дальнейшего освоения языка специальности в ВУЗе.

Среди особенностей обучения иностранному языку в гуманитарном нелингвистическом университете акцентированы практическая направленность занятий и их координацию с профилирующими кафедрами. 

Многочисленные исследования показывают, что преподавание иностранных языков в силу крайне высокой степени эмоциональной напряженности входит в список профессий, в большей степени подверженных влиянию выгорания. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома выгорания, можно оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры преодоления. Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления (техники) работы: организацию деятельности; улучшение психологического климата в коллективе; работу с индивидуальными особенностями. Автор приходит к заключению о том, что меньшему риску психологического выгорания подвержены люди с такими качествами, как: адекватная самооценка способностей и уверенность в личных возможностях; крепкое здоровье; регулярная забота о физическом состоянии (здоровый образ жизни, занятия спортом). Такой контент напрямую коррелирует с ключевой направленностью предложенного преподавателям опроса по теме «Спорт как норма жизни» на платформе «Неравнодушный человек».

В докладе «Метафорическая компетенция как ключевой компонент профессионально-коммуникативной компетенции» отмечается, что последние десятилетия свидетельствуют о динамике интереса преподавателей иностранных языков к когнитивным механизмам метафоры, с помощью которых студент воспринимает одну область знаний через другую, тем самым углубляя свои представления об окружающем мире и продуктивно осваивая профессиональный язык. Автор обоснованно утверждает, что в последнее десятилетие именно в экономике прослеживается активная языковая динамика, а язык экономического дискурса представляет все больший интерес для философов, филологов, лингвистов,  ищущих в нем выражение экономической оценки событий и  истоков происходящих в языке процессов. Одна из задач обучения специальности – моделирование «профессионального образа мира» [Леонтьев 2001], в основном за счет формирования предметного профессионального тезауруса. Без сомнения, тенденции моделирования современного профессионального языка экономистов обусловлены его экспрессивностью и, стало быть, высокой степенью метафоричности. Исследователь приходит к заключению, что комплексная модель обучения использованию метафор, представленная системой специальных полифункциональных упражнений, направленных на формирование умения оперировать образными единицами профессионального экономического дискурса, позволяет развивать метафорическое мышление студентов и умение применять метафорические образцы профессионального языка на базе предварительно освоенной   лексики. 

В оптике практической значимости, ценно, что результаты научных и научно-методических исследований преподавателей могут широко внедряться  в учебный процесс.

Планируется продолжение работы по написанию исследовательских статей для дальнейшей  публикации в сборнике материалов VIII Международной научно-практической конференции «Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного знания».

Подробная информация представлена на сайте кафедры иностранных языков по ссылке https://www.rsuh.ru/education/department-of-foreign-languages/permanent-scientific-seminar-of-the-de...

С удовольствием приглашаем коллег, магистрантов, аспирантов к участию в научном семинаре кафедры иностранных языков! 

Руководители научного семинара: И.И. Воронцова, канд. филол. наук, доцент,  И.О. Колачева, канд. филол. наук. 

Текст: Воронцова И.И.
Фото: Воронцова И.И.