Проект победитель конкурса "Проектные научные коллективы РГГУ" в 2018/2019 году (Приказ РГГУ от 21.03.2019 г. № 01-129/осн)
Состав проектного научного коллектива:
Научный руководитель - Марцинковская Т.Д.
Члены коллектива:
Гавриченко О.В.
Карпук В.А.
Киселёва Е.А.
Орестова В.Р.
Соболева М.О.
Ткаченко Д.П.
Целью проекта было изучение структуры и содержания идентичности в контексте двух параметров – изменчивость-постоянство и здоровье-болезнь. Исходя из этой цели, была сконструирована исследовательская парадигма, на основании который выстраивался дизайн исследования и интерпретация результатов. В процессе работы были изучены социальные представления о разных видах транзитивности и болезни, содержание идентичности и эмоциональное отношение к транзитивности и болезни, а также вопрос о копинг стратегиях, позволяющих структурировать идентичность и преодолеть сложные жизненные ситуации, связанные с нарушением динамического равновесия идентичности.
Тот факт, что проблема изменчивости / устойчивости идентичности неразрывно связана с социально–историческими образами человека и с возможными культурными вариациями понимания личности, стал для нашего исследования центральным, обусловив использование в качестве основного методологического фундамента историко-генетическую парадигму с включением двух уровней детерминации психического развития. Первый уровень, направленный на эмоциональное благополучие и поддержание психического здоровья, активизирует синергетический потенциал человека, связанный с общими закономерностями психической жизни. Второй уровень опосредован культурными и индивидуальными трансляторами, действие стабилизационных тенденций
в этом случае направлено на самореализацию, придание смысла собственной жизни. Это задает индивидуальные траектории развития.
Полученные в результате работы по проекту материалы, позволили доказать сходство эмоциональных состояний и смешанного содержания идентичности в ситуациях жесткой кризисной транзитивности и тяжелой болезни. Близость в содержании идентичности и эмоционального благополучия наблюдается и в ситуациях текучей транзитивности и хронической (хотя, возможно, и не очень тяжелой) болезни.
Прежде всего, необходимо отметить, что в ядро социальных представлений о болезни и кризисной транзитивности входят слова: боль, утрата, отражающие тяжесть эмоционального состояния, а также слова борьба, врачи, друзья, семья, отражающие активную позицию, направленную на преодоление кризиса или болезни. В ядро представлений в обоих случая входят и понятия деньги, материальные затруднения и работа. Таким образом, можно говорить о том, что в этих ситуациях проявляется не только эмоциональная депрессия, связанная с той сложной ситуацией, в которую попадают люди, но и позиция, направленная на преодоление этой сложной жизненной ситуации.
В ситуации текучей транзитивности, как и в ситуации хронической болезни, также были выявлены сходные понятия, входящие в ядро социальных представлений: усталость, сон, безысходность. Необходимо отметить, что наряду с констатацией сложного эмоционального состояния, которое, как показали результаты опросника эмоционального благополучия в обоих случаях транзитивности и болезни, сходны, в хронической ситуации процент активных высказываний значительно меньше. Одновременно увеличивается и процент представлений, связанных с попыткой выйти из ситуации, отдохнуть от нее, а также представлений о безнадежности активности и борьбы.
Таким образом, было доказано, как сходство данных ситуаций, так и тот факт, что они являются сложными жизненными ситуациями. При этом разность эмоционального состояния свидетельствует о необходимости выработки разных копинг стратегий.
Это подтвердило предположение о том, что в ситуации текучей транзитивности и хронической болезни являются сложными жизненными ситуациями, в которых в случае текучей транзитивности и хронической болезни повседневность может стать одним из вариантов копинга. Это связано с психологической сущностью транзитивного общества, точнее, с двумя его параметрами – изменчивость и множественность. Для ситуаций жидкой транзитивности и хронической болезни характерно текучее, медленное, но постоянное изменение многих аспектов повседневного уклада – от способов общения до еды, от возможностей передвижения по миру до одежды.
Если в ситуации кардинальных изменений, кратковременное ощущение сопротивления и борьбы может даже усилить психологическую устойчивость людей, то постоянное изменение приводит к актуализации стремления к покою, стабильности. Поэтому можно говорить о том, что люди устали от неопределенности, транзитивности, хотят спрятаться от нее в повседневности, в обычной жизни, найти устойчивость в том, что нравилось или не нравилось раньше. Таким образом, психологически повседневность может рассматриваться как своеобразная стратегия совладания с ситуацией транзитивности и болезни. Это подтверждают и полученные в работе данные о повышении стремления идентифицироваться с семьей, с любой малой группой, в которой комфортно человеку независимо от возраста.
Вторым фактором, актуализирующим значение повседневности, является то, что она дает возможность восстановить целостность жизненного пути и идентичности. Это позволяет говорить о том, что именно в рамках повседневности возможно сохранение позитивной динамики между устойчивостью и изменчивостью ценностей в содержании идентичности.
В результате работы по проекту также было описано и доказано значение роле и костюма для сохранения целостности идентичности и социализации в ситуации трансформаций. Это, как и психологическая сущность повседневности, дает возможность сохранения параметра устойчивость и постоянство идентичности.
Выявлено, что даже в старшем дошкольном возрасте новые виды игр расширяют возможности ребенка в процессе его взаимодействия с окружающим изменяющимся пространством, сохраняя устойчивое представление о своих индивидуальных мотивах и увлечениях. Было доказано, что существует выраженная связь между структурой идентичности, личностными качествами и существенными характеристиками каждой из субкультур. Степень соответствия личностного профиля требованиям субкультуры определяет и развитие личности в ее контексте, и длительность пребывания в этой субкультуре, поддерживая, таким образом, баланс устойчивости-изменчивости идентичности.
По тематике проекта также были выполнены магистерские диссертации:
- Карпук В.А. «Особенности идентичности представителей современных субкультур», научный руководитель - Марцинковская Т.Д.
Под руководством членов научного коллектива были выполнены следующие магистерские диссертации:
Орестова В.Р. (научный руководитель)
- Казанджиду Т.Г. «Социальная идентичность греков, проживающих на разных территориях»;
- Ускова З. И. «Особенности идентичности студентов Литературного института им. А. М. Горького»;
- Гараба Е.Н. «Особенности идентичности современных подростков»
Защиты ВКР состоялись в декабре 2019 г., материалы рекомендованы к публикации.
Участие в научных мероприятиях и организация научных мероприятий по тематике проекта (указать названия мероприятий и тип доклада):
а) Международная научная конференция «Психология субкультуры: феноменология и современные тенденции развития»:
- устный доклад «Межпоколенная трансмиссия как обмен субкультурами» Марцинковская Т.Д.;
- устный доклад «Психология идентичности: новые тренды и новая феноменология» Орестова В.Р.;
- устный доклад «Особенности идентичности людей вовлеченных в современную массовую культуру» Ткаченко Д.П.;
- устный доклад «Субкультура и корпоративная культура современного образования» Соболева М.О.;
- устный доклад «Образование как взаимосвязь культуры и субкультуры, школы и семьи» Киселёва Е.А.;
- устный доклад «Сюжетно-ролевая игра в субкультуре детей старшего дошкольного возраста» Гавриченко О.В.;
- устный доклад «Молодежная субкультура: социализация и индивидуализация» Марцинковская Т.Д., Карпук В.А.;
- устный доклад «Ролевое экспериментирование как фактор становления идентичности современной молодёжи (на примере субкультуры косплееров и ролевиков);
б) Международная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы психологической науки»:
- устный доклад «Отличительные личностные особенности участников буллинга и кубирбуллинга» Карпук В.А.
Список публикаций по проекту:
1. Martsinkovskaya T., Gavrichenko O., Soboleva M., Preobrazhenskaya S. “Dynamics of children’s cognitive and personal development in the information space” // Future Academy PSYRGGU 2019 Psychology of subculture: Phenomenology and Contemporary Tendencies of Development (WoS)
2. Гавриченко О.В. «Связь креативности и индивидуально-личностных особенностей студентов» // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование» , 2019, №1 с.105-126 (ВАК, РИНЦ)
3. Гавриченко О.В. «Игра как фактор формирования идентичности в изменяющемся мире» // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование» , 2019, №2 с.135-143 (ВАК, РИНЦ)
4. Орестова В.Р., Сулимова Е.Е. «Личностные особенности и специфика принятия решений в ситуации морального выбора сотрудниками организации» // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование» , 2019, №1 с.44-63 (ВАК, РИНЦ)
5. Соболева М.О. «Тревожность и агрессивность дошкольников с разной степенью вовлеченности в Интернет-пространство» // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Международной научной конференции, Кострома, 2019(РИНЦ)
6. Соболева М.О. «Личность в изменяющемся мире: новые тенденции социализации» // Сборник материалов Международной научной конференции «Ананьевские чтения – 2019» (РИНЦ)
7. Киселёва Е.А. Социокультурная идентичность в ситуации кризисной транзитивности // Сборник материалов Международной научной конференции «Ананьевские чтения – 2019» (РИНЦ)
8. Орестова В.Р., Ткаченко Д.П., Карпук В.А. «Особенности идентичности современной молодежи через призму современных субкультур» // Сборник материалов Международной научной конференции «Психология субкультуры: феноменология и современные тенденции развития», 2019 (РИНЦ)
9. Гавриченко О.В. «Сюжетно-ролевая игра в субкультуре детей старшего дошкольного возраста» // Сборник материалов Международной научной конференции «Психология субкультуры: феноменология и современные тенденции развития», 2019 (РИНЦ)
Мы используем файлы cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом РГГУ и согласны с ними. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.