РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Современные методы изучения культуры ...


Современные методы изучения культуры стали объектом научной дискуссии
22.04.2021

Современные методы изучения культуры стали объектом научной дискуссии

На факультете культурологии в смешанном формате прошла ежегодная всероссийская научная конференция «Современные методы изучения культуры – XIII». В конференции приняли участие 127 докладчиков из 18 городов, 49 академических и 13 культурных институций. Доклады и дискуссии в рамках 8 секций конференции охватили широкий диапазон актуальных академических и социокультурных проблем и вопросов.


В докладах секции «Визуальный образ и его медиум: пространство, тело, воображение» были представлены актуальные подходы к пониманию визуального образа и пределов его интерпретации, обозначены пространственно-временные, исторические и медийные контексты, формирующие модели визуальности и модусы визуального восприятия. Обсуждались проблемы телесного опыта как фактора, формирующего образное мышление, различных модусов света и его влияния на визуальность, вербального и визуального как основы воображения и др.

В рамках секции «Иллюстрация в современном мире: медиа, визуальное исследование, творческая практика» выступающие говорили об отсутствии российского корпуса illustration studies как системного теоретического осмысления иллюстрации в российском социокультурном ландшафте. Были отмечены трудности сохранения и экспонирования иллюстративного наследия в государственных и частных культурных институциях. Участники обсудили проблему границ иллюстрации как формата, способы ее бытования в цифровую эпоху, особенности визуального языка различных форм иллюстрации и сложности его межкультурного перевода. Отдельной темой стала возможность авторских иллюстрированных книг быть инструментом высказывания на острые социальные темы и на темы, связанные с осмыслением прошлого и настоящего в рамках эго-истории.

В секции «Память о прошлом в цифровом мире: траектории, форматы, технологии» рассматривался широкий спектр проблем, связанных с практиками коммеморации и сохранения коллективной и культурной памяти в современном обществе. Спикеры продемонстрировали тесную связь современных технологий и того, как в обществе воспроизводится память о прошлом при помощи различных медиумов (социальные сети, компьютерные игры), а также в рамках различных общественных объединений (проект «Прожито», карта ГУЛАГа).

В рамках секции «Имя/псевдоним/никнейм: семантика наименования в современной культуре» были проблематизированы стратегии называния, переименования, присвоения и «похищения» имен, а также значение имени в художественной, массовой, городской культурах. Имя как социокультурный феномен обсуждалось в сложном междисциплинарном поле, включающем социологию, антропологию, урбанистику, историю, филологию, регионоведение, искусствоведение, киноведение. Такие аспекты как имя в пространстве политического, в поле гендерного самоопределения и переопределения, в семейном контексте и в перспективе меморизации, имя и идентичность, имя и де/гиперсемантизация, имя как то, что отличает меня от Другого, разворачивались разными гранями в выступлениях докладчиков.

Сквозной разговор, объединивший доклады участников секции «Популярная культура в дистанционном режиме», был посвящен изменениям и практикам адаптации культурных учреждений и отдельных агентов рынка современных креативный индустрий к ситуации ограничений, вызванных пандемией коронавируса в 2020 году. Были затронуты вопросы перехода в онлайн режим, поиска путей коммуникации с аудиторией и развития новых коммерчески успешных стратегий ведения основной деятельности.

Объектом рассмотрения докладчиков секции «Живое, неживое и промежуточные состояния в популярной фантастике» становились компьютерные игры, кинематограф (от российского до норвежского), телесериалы, литературные произведения: классическая британская мистика и советская фантастика, постсоветская литература, современный хоррор и книги для подростков. Воскресшие мертвецы, фольклорные персонажи, взаимоотношения человека и искусственного интеллекта, формы внеземной жизни, порожденные земной фантазией, рефлексия по поводу «цивилизации» и ее критики – между этими, казалось бы, малосвязанными друг с другом темами возникали неожиданные параллели и пересечения, вызывая живую дискуссию.

В ходе работы секции «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры: возможности и ограничения» были освещены актуальные вопросы развития российской визуальной антропологии и предпринята попытка обозначить границы и предметную область современной аудиовизуальной антропологии. Докладчики ставили вопросы, касающиеся исследования человека в контексте культуры в междисциплинарном многоголосии методов и подходов к определению заявленной темы. Доклады касались традиционных сюжетов – обрядовые и повседневные практики, этномузыкальные аспекты, религиозные мотивы, а также новаторских для данной области взглядов археологов, культурологов и практикующего режиссера. На секции прошла презентация Международного кинофестиваля аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино».

В секции «Материализованная святость: почитание христианских реликвий от Средневековья до современности» докладчики обсуждали реликвии и практики взаимодействия с ними в христианских традициях. Были затронуты как исторические материалы, так и актуальные традиции. Речь шла о самом понятие «реликвия» и языках описания почитаемых объектов. Докладчики говорили о «телесности» реликвий, о брандеа (контактных святынях) как «расширенном теле» праведника, о сакральных образах как особом виде «земного тела» святого, наконец, о втором, незримом «теле» святыни — благодати, окружающей реликвию. Обсуждались паломнические зеркала, образы-апотропеи, клятвы на мощах и иконах и многие другие вопросы, связанные с благодатными объектами и с практиками апроприации силы сакральных образов.

Записи трансляций секций в скором времени будут опубликованы на youtube-канале факультета культурологии