Академический семинар о Летове – затея парадоксальная.
Песни и стихи этого важнейшего автора 1980-2000-х годов – ещё слишком «горячий» материал для беспристрастного научного анализа. Кроме того, фигура Летова слишком значима далеко за пределами поэзии, музыки и искусства вообще. По сей день она играет огромную роль для культурной самоидентификации наших молодых (и уже не слишком молодых) соотечественников.
Ведущий - Анатолий Корчинский
10 сентября (ср) 16-00
РГГУ ауд. 273
Но уж коль скоро предполагается, что научное познание универсально, то языком какой науки говорить о предмете такого рода? Безусловно, летовские тексты интересны лингвисту и стиховеду. Специалист по истории современной литературы мог бы как-то отнестись к Летову как к автору, оказавшему влияние не только на разного рода суб- и контркультурные процессы, но и на несколько поколений современных русских поэтов. Социологу культуры будет любопытна природа воздействия летовского творчества на умонастроения различных социальных групп слушателей и читателей. Историку - его деятельность, ломающая стереотипы исторического сознания в каждую из эпох - в «перестройку», в девяностые, в «нулевые».
Как попытка ответить на эти и другие вопросы и затевается наш семинар. Мы предполагаем, что его заседания будут проходить в различных форматах, включая строгие научные доклады, дебаты и аналитические беседы о творчестве Летова, а также разного рода альтернативные акции и выступления. Например, очень продуктивным для понимания культурных явлений такого рода мы считаем опыт субъективного восприятия музыки, поэзии и личности нашего героя. Поэтому в рамках семинара будет действовать постоянная рубрика под условным названием «Мой Летов». Чрезвычайно интересны также разного рода творческие реакции на летовское наследие. Думаем, поэты и, возможно, музыканты не откажутся принять участие в наших разговорах, в том числе и со своими произведениями, так или иначе связанными с Летовым.
Кроме того, мы рассматриваем семинар как площадку для исследования и более широких контекстов, в частности, русской рок-поэзии и рок-культуры в целом. Очень интересны те связи, притяжения и отталкивания, благодаря которым создавалось это насыщенное интеллектуальное поле позднесоветской и постсоветской эпох. Разумеется, как нельзя более уместна на нашем семинаре постановка разного рода теоретических проблем: что такое текст в рок-поэзии? как соотносятся тексты песен и литературные опыты авторов этой культурной среды? как читать поведенческий текст рок-звезд? как понимать их общественную позицию, политические, философские и религиозные идеи?
Словом, друзья, добро пожаловать и «давайте будем жить-вперёд»!
Анатолий Корчинский
Владимир Максаков
Юрий Доманский