РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Клюшина Елена Витальевна

Кафедра/Центр

Кафедра теории и истории искусства

Должность

доцент

Ученая степень

кандидат искусствоведения

Биографические сведения

В 2004 году с отличием окончила Санкт-Петербургский государственный университет и поступила в аспирантуру. С 2007 по 2008 на правах молодого ученого проходила научную стажировку под руководством Филиппа Кэнеля в Лозаннском университете (Швейцария). С сентября 2008 года преподавала на кафедре истории западноевропейского искусства Санкт-Петербургского государственного университета. С 2020 года является доцентом кафедры теории и истории искусства факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета.

Научно-педагогическая деятельность

Реализует дисциплины, посвященные проблемам изучения западноевропейского визуального искусства XIX века.

Область научных интересов и сфера научной деятельности

Основной областью научных интересов является французская печатная журнальная графика Третьей Республики, бельгийское искусство эпохи Леопольда II, искусство национального романтизма в странах Скандинавии и Балтии.

Публикации

    Научные публикации:
  • Клюшина Е.В. «La Revue Blanche» как поле иллюстративного эксперимента: от символистских фронтисписов к анархистским графическим выходках // Париж около 900-х. „Роза и Крест" Жозефена Пеладана. М.: «Алетея», 2023. C. 306–328.
  • Клюшина Е.В. Бельгия. Предисловие от автора-составителя. Источники. Аналитика: научно-исследовательский ракурс // Актуальные проблемы искусства символизма. В 2-х частях. Отв. ред. Светлов Игорь Евгеньевич, О. С. Давыдова. М.: «Река времен», 2022. С. 285-287.
  • Клюшина Е.В. Балкон Европы: бельгийское искусство fin de siècle. Взгляд из России // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2022. Т. 12. С. 269-280.
  • Клюшина Е.В., Костыря М.А. К вопросу о возможных иконографических прототипах «Портрета Жанны Кефер» Фернана Кнопфа // Художественная культура. 2022. № 3 (42). С. 168-183.
  • Клюшина Е.В. Краткая история иллюстрированной «Схватки»: журнал «L’Escarmouche» и его мастера // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2021. № 2. С. 50-59.
  • Клюшина Е.В., Глинтерник Э.М. «La Revue Blanche»: история иллюстрирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2021. Т. 11. № 1. С. 127-149.
  • Клюшина Е. В. Художественно-графические результаты либерализации французской прессы Третьей Республики // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. № 3. — 2020. — С. 43-56.
  • Клюшина Е. В. Бельгийский символизм и ранняя нидерландская живопись // Связь времен: история искусств в контексте символизма. Коллективная монография в 3-х книгах. Книга первая: Часть I. Вневременные контексты символизма / Отв. ред. и сост. О.С. Давыдова. – М.: БуксМАрт, 2020. С. 319-335.
  • Клюшина Е. В. Кураторство на стыке искусства, экологии и политики: резонансные проекты последних лет. Брюгге, Стамбул, Москва // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2020. № 4. С. 66-74.
  • Клюшина Е. В. Бельгийский акцент финского авангарда: искусство Альфреда Вильяма Финча в Финляндии // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2020. Т. 10.
  • Клюшина Е. В. Театр теней как место рождения нового графического языка на рубеже XIX- XX веков // Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Материалы III Международной научной конференции. Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Голландский институт в Санкт-Петербурге. 2020. С. 120-121.
  • Клюшина Е. В. История иллюстрирования журнала La Plume // Искусствознание. 2019. №4. C. 154-181. Клюшина Е. В., Соколов Р. А. Между Россией и Францией: научный путь Нины Николаевны Калитиной // Искусствознание. 2019. № 2. C. 324-355.
  • Клюшина Е. В. Носорогомания в изобразительном искусстве Западной Европы XVIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2018. Т. 8. C. 28–36.
  • Клюшина Е. В., Мальцева С. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Артефакт. Арт-объект. Аргумент Объект в изобразительном искусстве: обретение новых смыслов в эпоху Нового и Новейшего времени // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2018. Т. 8. C. 15-24.
  • Клюшина Е. В. Ювелирный магазин братьев Уолферс: новые решения в организации экспозиции Королевских музеев искусства и истории Бельгии // Musem-strogonov-2018. Материалы международной научной конференции «Музеи декоративного искусства, художественной промышленности и дизайна: вчера, сегодня, завтра» к 150-летию Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА им. С. Г. Строганова. Опыт коллективного монографического исследования. Сост. А. Н. Лаврентьев, Н. Н. Ганцева, А. В. Сазиков. М., 2018. С. 156-165.
  • Клюшина Е. В. Художественное оформление артистического кабаре «Le Chat Noir» // Материал-Технология-Форма как универсальная триада в дизайне, архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве: Строгановские чтения 2018. Материалы международной научной конференции. Ганцева, Н. Н., Иванова, Ю. Б. & Иванова, Е. Д. (ред.). Москва: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, 2018. C. 246-253.
  • Клюшина Е. В. Автопортрет как форма социального протеста: стратегии художественной саморепрезентации в искусстве Дж. Энсора // Мавродинские чтения — 2018. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения профессора Владимира Васильевича Мавродина. 2018. С. 95-99.
  • Клюшина Е. В. Гипноз и искусство Фернана Кнопфа // История искусства и отвергнутое знание: от герметической традиции к XXI веку. Сборник статей / Сост. Е.А. Бобринская, А.С. Корндорф; перевод с англ. А.А. Зубов. М.: Государственный институт искусствознания, 2018. C. 294-307.
  • Klyushinа E. Hypnosis in the art of Fernand Khnopff // History of Art and Rejected Knowledge: From the Hermetic Traditionto the 21st Century. Essays. Edited by Ekaterina Bobrinskaya and Anna Korndorf; translated from English by Catherine Phillips, Ruth Addison and Ludmila Lezhneva. Moscow: State Institute for Art Studies, 2018. Pp. 281-292.
  • Клюшина Е. В. Comic strip. Новая жанровая форма французской журнальной иллюстрации эпохи Fin de Siecle // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2018. № 2. С. 34-41.
  • Клюшина Е. В. Особенности художественного оформления иллюстрированного журнала «Gil Blas Illustré» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 8 (82). С. 99-103.
  • Клюшина Е. В. Выставочная деятельность общества «XX»: значение и особенности // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2016. № 25. С. 114-126.
  • Клюшина Е. В. Вступительное слово // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2016. № 25. С. 5-6.
  • Клюшина Е.В Логогрифический метод Фернана Кнопфа на примере анализа «I lock my door upon myself» // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2016. № 6. С. 523-531.
  • Клюшина Е. В. Общество «XX» и его роль в сложении бельгийского авангарда // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2015. № 4. С. 42-54.
  • Клюшина Е.В. Иллюстрированный журнал «L’Assiette au beurre» и его образно-художественное своеобразие // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Тезисы докладов международной конференции. Санкт-Петербургский государственный университет; Московский государственный университет. 2011. С. 82-83.
  • Клюшина Е.В. Особенности французской периодической печати конца XIX – начала XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 61. С. 124-130.
  • Клюшина Е.В. Альбер Робида – график // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 63-1. С. 133-141.
  • Клюшина Е.В. Французская периодическая печать конца XIX – начала XX в. // Университетский историк. альманах. Санкт-Петербург, 2007. С. 269-279.
  • Клюшина Е.В. Каран д’Аш: творческий портрет // В сборнике: Материалы XXXVI Международной филологической конференции. Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. 2007. С. 49-52.
  • Клюшина Е.В. Эдвард Мунк и Теофиль-Александр Стейнлен // В сборнике: Университетский историк. Альманах. Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2005. С. 245-257.

Методические пособия:
Клюшина Е. В. Учебная практика (Ознакомительная практика). Методическое пособие. Рекомендации к выполнению контрольных работ для обучающихся бакалавриата направления подготовки 50.03.04 Теория и история искусств. Санкт-Петербург: Издательство СПБГУПТД, 2020.

Научные публикации, подготовленные под научным руководством Е.В. Клюшиной:
  • Гредасова К.А. Сказочные мотивы и сюжеты в творчестве Маревны // В сборнике: Месмахеровские чтения - 2022. Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных статей. Ред.-состав. М.Е. Орлова-Шейнер, Н.Н. Цветкова, А.М. Фатеева, науч. ред. А.И. Бартенев, Г.Е. Прохоренко. Санкт-Петербург, 2022. С. 483-495.
  • Иванова М.В. Парижский денди в живописи Джеймса Тиссо и его современников // В сборнике: Месмахеровские чтения - 2022. Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных статей. Ред.-состав. М.Е. Орлова-Шейнер, Н.Н. Цветкова, А.М. Фатеева, науч. ред. А.И. Бартенев, Г.Е. Прохоренко. Санкт-Петербург, 2022. С. 522-528.
  • Страйста-Бурлак Ю. И. Первые керамические опыта Поля Гогена (1886-1887): стилистическая и иконографическая специфика // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. Научно-теоретический журнал. № 1, 2021. С. 47-59.
  • Топлер Е. С. Проблема интерпретации темы матери и ребенка в творчестве Мари Кассатт // Мир вокруг нас: искусство, культура, традиции, современность. Сборник научных статей, подготовленный по результатам межвузовской студенческой научно-практической конференции, проходившей в СПГХПА им. А.Л.Штиглица в марте 2020 г.
  • Страйста-Бурлак Ю. И. Истоки керамической скульптуры Поля Гогена // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. Научно-теоретический журнал. Специальный конференц-выпуск «Искусство скульптуры: классика и современность». № 3, 2019. С. 55-63.
  • Обновлено: 21.04.2023 19:17:13
    Версия для печати

    Возврат к списку