20 мая 2024 г. кафедра теории и истории социологии социологического факультета РГГУ выступила организатором межвузовского круглого стола памяти профессора И.С. Болотина «Высшее образование и трудоустройство выпускников в Российской Федерации: традиции и тенденции».
Круглый стол начался с просмотра документального фильма о профессоре И.С. Болотине.
С приветственным словом ко всем участникам обратился Тощенко Жан Терентьевич, д.ф.н, профессор, член-корр. РАН, научный руководитель социологического факультета РГГУ.
В своем докладе «Социология образования в России: новые рубежи» он высказал тревогу в отношении проблем, связанных с кризисным состоянием образования и обозначил ряд проблем, касающихся набора в вузы т.н. «необучаемых студентов», функциональной неграмотности части студенчества, увеличения нагрузки профессорско-преподавательского состава вузов и оттока педагогических кадров из средней школы.
На памятную встречу собрались друзья, семья, коллеги Ивана Сергеевича, а также единомышленники, разделяющие и продолжающие его исследования в области социологии образования, социологии управления.
Болотина Дарья Ивановна, кандидат культурологии, ученый секретарь Института Русского Наследия им. свт. Иоанна Шанхайского, как дочь И.С.Болотина, подчеркнула непреходящую и все возрастающую актуальность докторской диссертации отца, связанной с изучением духовных основ преемственности поколений.
На памятную встречу пришли аспиранты Ивана Сергеевича. Михайлов Адриан Алексеевич, к.с.н., доцент (МАИ) в обозначенной теме выступления - «Гуманитарное образование в эпоху искусственного интеллекта: риски и перспективы» остановился на важности формирования интегральной компетентности у студентов (аналитическое мышление, выбор и структурирование информации, научная коммуникация) в условиях внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс.
Доклад д.с.н., профессора Петровой Татьяны Эдуардовны «Социокультурный облик российского студенчества на рубеже XX-XXI вв.» был построен на противопоставлении двух эпох, она подчеркнула контрастность построения профессиональной карьеры у советского и современного студента.
Анисимов Роман Иванович, к.с.н., доцент, декан социологического факультета РГГУ представил участникам круглого стола данные социологического исследования, посвящённого качеству трудоустройства молодых специалистов с различным уровнем образования, чем инициировал волну обсуждения в аудитории по вопросам востребованности инженеров на рынке труда, их зарплатным ожиданиям и т.д.
Проблему трудоустройства выпускников не по специальности, а по набору компетенций продолжила Оплетина Надежда Витальевна, доцент (МГТУ им. Н.Э. Баумана), показав на примере выпускников технического вуза перекос в их подготовке в сторону узкоспециальных профессиональных навыков.
С позиции государственного служащего, много лет ответственного за разработку образовательных стандартов, о механизмах профессионального самоопределения студентов рассказал Никитаев Сергей Николаевич, к.пед.н., доцент (РГУ им А.Н. Косыгина)
Буланова Марина Борисовна, д.с.н, профессор (РГГУ) в своем докладе о трудоустройстве и занятости молодых педагогов поделилась данными социологического исследования и назвала основные причины ухода из профессии выпускников педагогических вузов.
В дискуссии также приняли участие: Болотина Любовь Александровна (вдова И.С. Болотина), Меркулова Арина Ивановна (дочь И.С. Болотина), Готовкина Маргарита Сергеевна к.с.н., доцент ДРТИ (г. Дмитров МО).
Круглый стол вели зав. кафедрой, д.с.н., проф. Буланова М.Б. и д. с. н., проф. Петрова Т.Э.
Круглый стол проводился в рамках XVII Гуманитарных чтений РГГУ «Корни и крона. Преображение знания в научно-педагогических школах и выполнения госзадания «Социальные факторы производительности труда: состояние, проблемы, пути решения» (FSZG-2022-001)
Текст: Буланова М.Б.
Фото: Короткова М.С.
Вниманию абитуриентов и их родителей, принявших решение о поступлении на социологический факультет Института социально-экономических наук РГГУ.
С 24 по 27 июня 2025 г. в РГГУ состоялась Летняя социологическая школа, впервые организованная социологическим факультетом ИСЭН РГГУ для погружения школьной аудитории в мир социологии и исследований. Центральной темой Школы в 2025 г. стало развитие социологического воображения. В рамках мероприятия преподавателями факультета был разработан специальный образовательный модуль, включающий в себя решение социологического кейса.
Студентки социологического факультета ИСЭН РГГУ Дарья Королёва и Полина Завгородняя стали победительницами заочного этапа в номинации «Моя гостеприимная Россия» Всероссийского конкурса «Моя страна — моя Россия» и приняли участие в Петербургском международном экономическом форуме — 2025.
Заседание было организовано ведущим социологическим журналом России. На мероприятии с докладами выступили преподаватели социологического факультета Института социально-экономических наук РГГУ: к.социол.н., доцент Р.И. Анисимов; к.социол.н., доцент И.В. Воробьёва; к.социол.н., доцент М.С. Короткова; к.и.н., доцент М.Ю. Милованова; член-корреспондент РАН, д.филос.н., профессор Ж.Т. Тощенко.
С 2023 г. на социологическом факультете Института социально-экономических наук РГГУ реализуется исследовательское сотрудничество с ВДНХ. Студенты со 2-го курса погружаются в реальные задачи и проекты.
27 мая 2025 г. прошло заключительное заседание Молодёжной социологической лаборатории «Соцлаб», в рамках которого члены СНО обозначили результаты работы в 2024–2025 учебном году.
20 мая 2025 г. в РГГУ прошло заседание Молодёжной социологической лаборатории «Соцлаб», в рамках которого участники мероприятия обсудили тему существующих социальных лифтов в российской политической системе.
16 апреля 2025 г. в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) состоялась XXIV Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов «Социологический нарратив 2025. Социология как res-publica», организованная социологическим факультетом ИСЭН РГГУ.
10 апреля 2025 г. на социологическом факультете Института социально-экономических наук РГГУ прошла традиционная XXVI Теоретико-методологическая конференция «Социальный потенциал интеллигенции в современном обществе».
Внеси свой вклад в сохранение памяти о Великой Отечественной войне — прими участие во Всероссийском социологическом исследовании «80 лет Победы. Историческая память студентов».