РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Экскурсия в Покровский собор от СНО Лаборатория Новой Локальной Истории ИФ РГГУ
04.12.2023

Экскурсия в Покровский собор от СНО Лаборатория Новой Локальной Истории ИФ РГГУ

Посещение значимых исторических мест стало прекрасной традицией Лаборатории. Поездки всегда получаются насыщенными и интересными, а студенты ждут их с большим нетерпением. Первой в этом учебном году стала экскурсия в Покровский собор


Состоялась первая в этом учебном году экскурсия, организованная СНО Лаборатория Новой Локальной Истории ИФ РГГУ. Покровский собор – одна из самых узнаваемых достопримечательностей Москвы, любому историку необходимо знать об этом памятнике архитектуры, особенно краеведам, которых на экскурсии было большинство.

Сначала студенты осмотрели собор снаружи, экскурсовод рассказала о планировке уникального и неповторимого памятника архитектуры. Собор представляет собой ансамбль из девяти церквей, объединённых внешней и внутренней галереями.

Первое, что увидели студенты внутри – склеп, где захоронен Василий Блаженный, святой в честь которого был переименован собор. По фрескам экскурсовод рассказала об этом святом и о тех чудесах, которым он знаменит.

Далее студенты посетили помещение, где хранилась царская казна. Там сейчас проходит выставка «Покровский собор и юродивые Варварского крестца». Экскурсовод немного рассказала о юродстве XVI века, о том, какой образ жизни вели эти люди и с какой целью.

Поднявшись по лестнице, вмонтированной в стену, студенты оказались в центральной церкви, где увидели примеры цветовых и архитектурных решений XVII века. По типу архитектурной композиции башня представляет собой восьмерик на четверике. Красный и белый кирпич гармонично дополняю друг друга. Таким образом взгляд восходит от более красного низа к более белому верху.

Также студенты посетили галерею, где экскурсовод рассказала о тайне инженерной находки строителей собора – ровном потолке.

Экскурсия окончилась на крыльце, где молодых историков поразила роспись в темперной технике растительным орнаментом. Мотив пышной виноградной лозы, которая оплетает стены и своды собора, связан с символикой христианского храма и создает образ Райского сада. В богатой росписи ни один цветок не повторяется дважды.

Идея райского сада достаточно часто встречается в архитектуре и росписях собора. В завершении экскурсовод рассказала о том, почему Москву называли «Градом Иерусалимским».

Присоединяйтесь к сообществу в Вконтакте

Текст: С. Тагильцева
Фото: И.П. Азерникова