РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Постоянно действующий научный семинар «Язык. Культура. Профессия» кафедры иностранных языков РГГУ
21.12.2022

Постоянно действующий научный семинар «Язык. Культура. Профессия» кафедры иностранных языков РГГУ

В первом семестре 2022-2023 учебного года продолжает свою работу постоянно действующий научный семинар «Язык. Культура. Профессия», организуемый кафедрой иностранных языков РГГУ. Проведено 3 заседания научного семинара: 23.09, 11.11. и 16.12.2022 г.


Семинар включен в официальный перечень научных мероприятий РГГУ на 2022 г. В работе семинара приняли участие члены кафедры иностранных языков, магистранты, аспиранты, представители Института стимулирования экономики, г. Варна, Болгария. Заседания семинара проходили в очном формате с участием иностранных партнеров онлайн.

По итогам полугодия положительно отмечается, что работа научного семинара системно направлена на реализацию его задач: совершается обмен новейшими достижениями в области педагогики, лингвистики, лингводидактики и методики преподавания иностранного языка в гуманитарном вузе; происходит апробация результатов научных и научно-методических исследований преподавателей в рамках магистрального направления научной деятельности кафедры «Лингводидактическая модель профессионально-ориентированной подготовки поликультурной личности средствами иностранного языка в нелингвистическом университете»; проводится анализ современных тенденций, связанных с персонализацией процесса иноязычного профессионального образования; популяризируется научно-исследовательская деятельность в среде магистрантов и аспирантов, закономерно повышается их профессиональная компетентность.

На заседаниях научного семинара в 1 семестре 2022-2023 учебного года ставился акцент на овладении иностранным языком как средством социокультурного, лингвокультурологического и профессионального развития личности. Подчеркивалось, что применение интерактивных мультимедийных интернет-программ позволяет воссоздавать виртуальную пространственно-темпоральную среду общения с носителями языка и таким образом в более сжатые сроки достигать необходимого уровня лингвокультурологической компетенции обучающихся. Психоэкологически аудиовизуальный формат общения увлекателен, познавателен и комфортен в обучении второму иностранному языку с нуля. В этом контексте роль преподавателя была представлена метафорически: преподаватель, как и шахматист, должен обладать глубокими знаниями теории коммуникации и одновременно высоким уровнем интуиции нахождения нити Ариадны в калейдоскопе ситуативной коммуникативной реальности.

Логическим продолжением этой линии стало определение дидактического потенциала аутентичных видеофильмов в самостоятельной работе студентов. обучении иностранному языку. Использование новых эффективных средств обучения способствует повышению интереса к изучению иностранного языка и формированию социокультурной компетенции как компонента иноязычной коммуникативной компетенции. Основными принципами отбора аутентичных видеофильмов, являются: принцип аутентичности языкового материала; принцип соответствия содержания фильма интересам учащихся; принцип доступности; принцип культуросообразности; принцип формирования активной жизненной позиции; принцип коммуникативности.

Далее следовали размышления о номинативности фильмонимов, обладающих визуальным и звуковым рядом в поликодовом тексте кинофильма. Особенно важное значение имеют переведенные названия, отражающие интенции и фоновые знания переводчика.В центре общемировой повестки на занятиях по английскому языку представлено говорение, как наиболее важный навык для дальнейшей профессиональной деятельности обучающихся, для формирования навыка которого требуется широкое разнообразие видов аудиторной и внеаудиторной работы. Были рассмотрены разные способы формирования навыка беглой речи на иностранном языке у студентов, включая дискуссии, дебаты, обсуждения разных тем, монологические высказывания, разнообразные игры и т.д. Среди факторов, которые определяют выбор тем для обсуждения – актуальность, связь с жизнью, что дает возможность решить ряд задач: отработать навыки спонтанной и подготовленный речи на иностранном языке, глубже проанализировать ситуацию, обменяться мыслями, научиться проявлять уважение и толерантность средствами иностранного языка.

Очевидна практическая значимость исследования о функции системного подхода к подготовке публичного выступления для поликультурной аудитории на английском языке. Отмечалось, что студентов необходимо ознакомить с основными этапами работы над выступлением, от начала анализа аудитории (данный вопрос был рассмотрен в ходе одного из предыдущих семинаров цикла), до самоанализа собственного выступления с целью выявления слабых сторон с тем, чтобы учесть их при подготовке последующих выступлений. Приведен ряд рекомендаций и практический «чек лист» с вопросами, которые студенты могут себе задать при подготовке к публичным выступлениям с тем, чтобы наиболее полно учесть интересы и потребности аудитории.На следующих заседаниях подчеркивалось, что применение в образовательном процессе научно-информационных технологий акцентуирует особенности лексико-грамматического оформления высказываемых мыслей, логичности и последовательности изложения рефлексии в виртуальном интерактивном общении с собеседником.

Подробно обсуждалась необходимость развития когнитивной гибкости/когнитивной мобильности, как одного из способов расширения возможности овладения профессиональным языком. Разнообразие заданий и переключение с одного вида деятельности на другой, развитие способности быстрого переключения в условиях многозадачности дает возможность максимально расширить возможность студента в овладении языком специальности.

Эти вопросы естественным образом направляют вектор размышлений к активизации роли преподавателя, которая заключается в творческом подходе не только к содержанию изучаемого материала, но и к способам осуществления эффективности его усвоения в условиях ограниченного количества учебных часов.

Ценно, что результаты научных и научно-методических исследований преподавателей могут широко внедряться в учебный процесс. Планируется продолжение работы по написанию исследовательских статей. Теоретическая и практическая значимость отдельных докладов позволяет рекомендовать оформить их в статьи для дальнейшей публикации в сборнике материалов VI Международной научно-практической конференции «Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного знания».

Подробная информация представлена на сайте кафедры иностранных языков по ссылке

С удовольствием приглашаем коллег к участию в научном семинаре кафедры иностранных языков! Руководители научного семинара: А.Г. Катаева, канд. ист. наук, зав.кафедрой и И.И. Воронцова, канд. филол. наук, доцент. Секретарь: Колачева И.О., канд. филол. наук.