Совсем недавно в Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Скульптор Андреев. Кем вы были до 1917-го?» Она разрушает сложившийся образ Николая Андреева, прославившегося своими каноническими изображениями Ленина, и открывает нам другого Андреева.
На выставке представлены его ранние работы: произведения в керамике, роспись майоликой, полихромом. Выставку открывала скульптура Николая Васильевича Гоголя, а также выграненные на камне, идущие друг за другом персонажи его произведений.
В главном зале представлены фигурки крестьян, созданные при помощи майолики и полихромной росписи.
По центру зала стоят статуи «Натурщиц», керамический портрет Н.Ф. Балиева, пугающая «Русалка» из гипса и висящая на стене «Декоративная маска» с портретными чертами артистки М.Н. Германовой. Андреев коснулся темы театра не просто так: на протяжении многих лет он был тесно связан с московским художественным театром. Его часто приглашали работать над куклами-неваляшками из папье-маше для сатирических представлений.
Отдельный ряд, огибающий зал по кругу, - галерея образов писателей, актеров и художников. Их Андреев создавал пятнадцать лет с начала 20-го века. Председатель литературно-художественного кружка «Среда» в середине 1900-х годов попросил скульптора поработать над портретами П.И. Вайнберга, В.Е. Маковского, И.Е. Репина и многих других писателей и актеров. В этом же ряду были представлены портрет Льва Николаевича Толстого и просто «Женский портрет», пугающий своей грустью и тьмой.
Удивительно, как точно Андреев передавал чувства и эмоции, казалось бы, бездушных скульптур. Но, глядя на них, могло показаться, что они оживают, смотрят на тебя, улыбаются тебе или наоборот хмурятся. Внимательно разглядев работы Николая Андреева, можно с уверенностью сказать, что такой талант даруется малому количеству людей, но здесь он наградил собой нужного человека.
Екатерина Кукрина