«Так ты из Перми?» – постоянно спрашивают меня жители других городов нашей необъятной. Стоит кивнуть, как люди сразу либо делают большие испуганные глаза, либо тихонько хихикают в воротники пальто. А дело вот в чем: одни упорно считают Пермь криминальной столицей России, в которой невозможно выжить без огнестрельного оружия в кармане, а вторые знают этот город по сериалу «Реальные пацаны» на телеканале ТНТ.
Как правило, на этом познания россиян о Перми заканчиваются, так что мы, пермяки, выглядим в их глазах какими-то «четкими пацанами», готовыми идти отстаивать свой район. Сначала такие ассоциации вызывали у меня удивление, затем – смех, после – нервный смешок, а теперь я уже смиренно склоняю голову и не берусь спорить с «экспертами». Впрочем, сейчас, пользуясь возможностью, я поведаю вам немного о «городе реальных пацанов»: вдруг это хоть немного поможет развенчать стереотипы.
В Перми, как и везде, есть театры. Здесь вам и академический театр Оперы и Балета («Пермь называют третьей балетной Меккой в стране», – гордо сообщает нам официальный сайт театра), и бывший драмтеатр (который сейчас называется просто и логично – «Театр-Театр»), и тесно связанная с ним экспериментальная Сцена-Молот.
Архив сайта "Твой город Псков"
Заканчиваю с нудным перечислением и перехожу к интересному – к мистике. Если вы из тех людей, что взвизгивают от восторга, когда в темном-темном зале под потолком летает женщина в гробу, то добро пожаловать в авторский театр «У Моста». Помимо ужасающей «Панночки» здесь по сцене также бродят «Калека с острова Инишмаан», «Безрукий из Спокэна», «Красавица из Линэна» и прочие герои Мартина МакДонаха, так что любителям суровой правды жизни «У Моста» тоже придется по душе. Однако будьте готовы отстоять очередь за билетами: пермяки толпятся у входа вовсе не за тем, чтобы «отжать» у Сергея Федотова (художественный руководитель театра) мобилу. Да-да, мы здесь не только по подъездам ходим, но и по театрам.
Сайт департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми
Далее – музыка. Я знаю, что многие представляют, когда слышат слова «Пермь» и «музыка» в одном предложении: как в три часа ночи из старых жигулей на всей громкости играет блатной шансон или рассказывает о жизни пермский рэпер Сява.
Давайте выбросим эту ужасную картинку из головы и поговорим о более приятных вещах. Например, у нас есть орган; но и про органный зал, и про филармонию каждый может прочитать в любом самом захудалом списке достопримечательностей города. А вот про Rock Line стоит говорить. Ставший наконец ежегодным рок-фестиваль куда лучшая иллюстрация сочетания Перми и музыки. Если вам о чем-то говорят названия «Крематорий», «Дельфин», «Скворцы Степанова», то смело открывайте список участников фестиваля, а лучше – приезжайте. Заодн пополните свой плейлист новыми трэками в любимом жанре. Только не пугайтесь, когда увидите пермяков, несущих палатки и спальники прямо на аэродром: это не массовая миграция, не побег и не война, это – традиционная ночь фестиваля.
И стихи. Не тексты Сявы, нет. Поэзия. Ее в Перми любят, и если вы сейчас представили Коляна и Вована, сидящих на лавочке с томиком Бродского, то я даже не буду вас разубеждать: на улицах моего города можно встретить и такое. Неподалеку от центра у нас, например, стоит заброшенный долгострой. Это непонятная серая масса кирпичей за обшарпанным забором украшена портретом Сергея Есенина в пять этажей и строками стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу». Что сразу превращает это "нечто противное обывателю" в предмет искусства и гордость города. Стихи, однако, тут не только на мертвых зданиях ценятся, но и на живых улицах. Года три назад мне довелось участвовать в проекте «Улица искусств»: люди, не делясь по возрасту, полу, социальному статусу и прочим признакам, читали стихотворения. На пермском Арбате (официально – на улице Пермская) под мелким осенним дождем горожане выходили к микрофону и рассказывали наизусть: кто Маяковского, кто Лермонтова, кто – себя любимого. И, кстати, после этой встречи все ее участники без происшествий вернулись домой затемно.
Архив сайта lenta.ru
В общем, если грубо, то, приезжая в Пермь, вы видите деревню размером с четверть Москвы, в центре которой стоит развалина с портретом Есенина, а жители тащат палатки в аэропорт. Но ведь в этом есть свой шарм, верно? Помните, я говорила про романтику городских окраин? У нас весь город – одна сплошная городская окраина, атмосфера у него такая, так что для художников, писателей, фотографов и прочих деятелей культуры тут, конечно, Эльдорадо. Без преступности не обойтись (а где ее нет?), как и без пацанов в адидасе (они, к слову, тоже по всей стране водятся), но это далеко не вся Пермь, у нее, как и у всех городов мира, есть и другая сторона.
P.S: И, к слову, название нашего города произносится с мягкой «р». Ну это так, на заметку.
Полина Рутковская