ДВА КРАЙНИХ ДНЯ
Надежда Рощина и Евгения Созанкова рассказывают о двух знаменательных днях Великой Отечественной. Два крайних дня – день, когда все рухнуло, и день, когда все началось снова. Читайте об этих днях вместе с ними – но не в пересказе и не в учебниках, а в воспоминаниях тех, кто видел все своими глазами.
22 июня 1941 год
«Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…»
В.М. Молотов
«Солнечное утро. Мы с мамой шли по улице Пристени. Лето: все вокруг зеленое, в воздухе аромат цветов, настроение замечательное. Вдруг видим толпу: люди стоят, опустив головы. В центре поселка находился единственный радиоузел, односельчане что-то внимательно слушали. Подойдя ближе, услышали одно проклятое слово: «Война»... И весь мир перевернулся».
Валентин Барышев
«Мы, трое студентов пединститута имени Герцена, собирались на последний экзамен за 3-й курс. Вдруг из черной тарелки репродуктора громко прозвучал голос диктора: в 12 часов слушайте выступление Молотова. Трагическим, скорбным, дружески-молящим голосом Молотов сообщил о начале войны... Рухнуло все: надежды, планы, привычный образ жизни, повседневные заботы. Да и сама жизнь уже более не принадлежала нам. То, чего мы более всего опасались, стало зловещей действительностью».
Пётр Михин
«В воскресенье, 22 числа, мы с приятелями отправились в районный центр получить фотографию с выпускного. Но там почему-то везде все было закрыто, никого нигде не было. Пришлось возвращаться домой. Зашли в свою деревню, и на первой улице смотрим – у колодца люди собрались. Человек двадцать. Никогда такого не было. Нам говорят: "Как, вы ничего не знаете? Война. Немцы напали на Советский Союз". И все».
Павел Осадчий
9 мая 1945 год
«Наступил великий день победы над Германией. Фашистская Германия, поставленная на колени Красной Армией и войсками наших союзников, признала себя побежденной и объявила безоговорочную капитуляцию…».
И.В. Сталин
«После войны мне казалось, что я сойду с ума. Кошмарные сны мучили меня каждую ночь. Снилось, что или я колю немца штыком, или он меня. Просыпался в холодном поту. Я пошёл в госпиталь, говорю: так и так. “Ничего, это у всех так, – ответил мне доктор, – постепенно будет реже”».
Андриан Начинкин
«…в три часа – стук в дверь, словно землетрясение: “Вставайте, война кончилась!” Все двери открыты, в коридоре толпа. Заводят патефон. Гаснет свет, включаем через батарею. Патефон играет румбу, все танцуют, поют, целуются-обнимаются, смотрят в глаза друг другу – неужто дожили?»
Людмила Суркова
«...9 мая 1945 года я с разрешения командира уехал на 3 дня в Москву. Что творилось в этот день в Москве, рассказать просто невозможно. Ликовали все, от мала до велика. Я приехал в Москву утром и добирался до квартиры целых 2 часа. Невозможно было не только проехать, но и пройти. Военных хватают, качают, целуют. Вечером был красивый салют, песни, танцы по всей Москве».
Николай Крючков
«Под утро 9 мая не спали все жители нашей коммуналки. Мы сидели у стола, над которым висела черная картонная тарелка радио, слушали и молчали. А радио передавало марши - один за другим. И вот, когда уже наступил рассвет и отзвучал очередной марш, радио умолкло. Все замерли, тишина казалась нестерпимой. Она длилась с минуту, и - торжественный голос Левитана: "Говорит Москва..." Соседские мальчишки вбежали в комнату: “Победа!” Постучался и вошел Дворкин с бутылкой вина, за ним другие соседи, и мы все выпили за победу. В наших стаканах вино мешалось со слезами – слезами радости и горя».
Светлана Оболенская
«Победа! Войне конец! Все мы были счастливы. Не сговорившись, начали палить в воздух, а потом бросать оружие и боеприпасы в море. Бросали автоматы, пистолеты и даже пулеметы. Ведь твердо верили – закончилась последняя в истории война и больше никогда-никогда не будет войн».
Лазарь Рубинчик