22 апреля в РГГУ прошел показ спектакля «Дом Бернарды Альбы», поставленного по одноименной пьесе Федерико Гарсия Лорки. Премьера же его состоялась еще весной 2014 года. С тех пор многое изменилось в Театральном Клубе РГГУ, в частности - и этот спектакль, обновленную версию которого впервые представили зрителю 18 и 23 марта этого года. Для Театрального Клуба РГГУ это рекордный, шестой по счету показ одного из лучших спектаклей театра.
Как и всегда, зал был полон, хотя показ и заслужил эпитет «неожиданный» - ведь о нем стало известно буквально за пару дней! Впрочем, это говорит только о том, насколько полюбилась зрителям эта непростая пьеса.
Перед спектаклем режиссер М.В.Побережнюк напутствовала актрис: «Забудьте обо всем. Это будет лучшая постановка. Вы еще никогда так не играли». Перед началом – тишина, какая редко бывает перед спектаклем (и вообще - в женском обществе). Затем - разогрев, разминка, пару вспышек камеры и... поехали.
Действие пьесы разворачивается в одном из домов небольшого испанского селения после смерти главы семейства. Бернарда Альба, мать пяти дочерей, шестидесятилетняя женщина, несмотря на возраст, держит в страхе весь дом. Да что там дом - все селение! Будучи очень консервативной и жесткой, Бернарда объявляет строжайший восьмилетний траур, во время которого все дочки обязаны сидеть дома и готовить себе приданое. Но какие могут быть запреты, когда в сердце зародилась страсть?..
И это - как раз то чувство, когда ощущаешь себя по-настоящему живым, чутко реагирующим на каждую фразу, на каждое движение. Да, я видела это трижды. Да, я миллион раз пересматривала видеозаписи и фото этого спектакля, готовя материалы для публикаций. Но я не могу, не могу подавить этот всхлип в тишине. И не только я. Студенты, ночующие с зачитанными книжечками Станиславского… даже там проносится вздох и катится слеза. Слеза ли это уважения к потрясающей работе актрис или слеза сожаления о судьбе героинь?
Спектакль шел два часа. Два часа, наполненных удивительной музыкой, испанскими танцами и игрой цвета. В спектакле всего было задействовано всего два основных цвета – черный и белый. Черный – закрытый, мрачный, траурный – это Дом, где нет радости и счастья; Дом, похожий на печальный заколоченный гроб. Белый – луч света. Но даже свет сходит с ума в этом мраке, не может с ним бороться и, в итоге, погибает. Все остальные цвета воспринимаются в мире Бернарды Альбы как бунт и непокорность - и с ними быстро расправляются.
Вызывает восхищение работа М.В.Побережнюк в подборе музыки и постановке танцев к каждому спектаклю. Это удивительная способность – прочувствовать пьесу или рассказ настолько, чтобы услышать и увидеть мелодию и пластику напечатанных строк.
Также очень сильное впечатление производит световое решение спектакля – игра с тенями в духе знаменитого эйзенштейновского «Ивана Грозного». Огромные тени, отбрасываемые героинями, дополняют их слова и жесты. Создается ощущение трагичности, неизбежности роковой концовки. И, в целом - удивительная продуманность и функциональность минималистично оформленной сценической площадки - которая, благодаря этому, принимает неповторимый облик в каждой новой сцене.
… Видимо, это все, что я могу сказать словами – остальное вам расскажут фотографии.
И, если читателя заинтересовала эта статья, Театральный Клуб РГГУ приглашает всех желающих погрузиться в удивительный испанский мир «Дома Бернарды Альбы». Спектакль пройдет в 390-й аудитории в 19:00, 20-го мая.
Екатерина Билалова