В современном постиндустриальном обществе образование играет огромную роль. Ежегодно возникает огромное количество новых технологий, для работы с которыми требуются соответственно подготовленные специалисты. В том числе, и в медиасфере. Однако вузы зачастую не успевают за нынешним темпом развития подобных технологий. И, пока студенты учатся по старым шаблонам, новые медиа успевают уйти далеко вперед. Вот почему и преподаватели, и работодатели стали сегодня все чаще задумываться о том, как и чему нужно обучать будущих журналистов, чтобы они шли в ногу со временем.
21 апреля в Институте Массмедиа РГГУ в рамках дискуссии «Новые медиа в рамках гуманитарного образования» прошла научно-практическая конференция «Медиаобразование и профориентация: чему учить современных журналистов?». В конференции приняли участие преподаватели, журналисты, продюсеры и медиаисследователи.
Модератором встречи стал Максим Корнев, доцент кафедры телевизионных, радио- и интернет-технологий факультета журналистики РГГУ. Первой слово взяла Оксана Силантьева, мультимедийный продюсер, основатель компании Slamedia, первый в России магистр мультимедиа журналистики (диплом BournemouthUniversity, Великобритания). В своем докладе «Картографирование профессионального знания: как выстроить свою образовательную траекторию» она рассказала о новых способах поиска работы и получении необходимых навыков. «Карта помогает вам понять, что существует за пределами вашего знания; по ключевым словам понять, чего вы на самом деле хотите - и получить план вашего обучения. Надеюсь, мы к маю закончим, и у каждой компетенции появятся списки книг, имен, курсов, стажировок и практик. И каждый сможет выстроить траекторию своей карьеры», - поделилась планами Оксана.
(на фото справа: Оксана Силантьева)
Продолжил эту тему Джастин Варилек, основатель глобальной сети для профессионалов медиа HackPack.press, посредством который любой желающий может оставить информацию о себе и найти потенциального работодателя. Его тема «Журналистика: как дать старт карьере? Актуальные тренды и новые инструменты» заинтересовала многих студентов. Ведь достаточно заполнить о себе небольшую анкету и можно приступать к строительству собственной карьеры.
(на фото слева: Джастин Варилек)
Не менее важным оказался вопрос о подготовке будущих журналистов. На него попытались ответить Александр Амзин, независимый медиаконсультант, преподаватель факультета журналистики МГУ («Качество подготовки кадров в журналистике — опыт наблюдений») и Иван Климов, директор центра изучения интернета и общества РЭШ, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ («Журналист, социолог и менеджер: почему нам плохо друг без друга?»). Будучи преподавателями, оба они по опыту прекрасно знают, что старые методы преподавания уже не помогают подготовить отличных специалистов. Нужны новые учебники и новые методики, но… пока это все в форме задумок и требует предварительного тщательного анализа.
(на фото слева: Александр Амзин, на фото справа: Иван Климов)
Продолжили тему образования Всеволод Пуля, главный редактор газеты Russia Beyond the Headlines, преподаватель МГУ («Какой «волшебный пендель» нужен современному студенту журфака?») и Мнир Сулейманов, доцент Приволжского института управления имени П.А. Столыпина, г.Саратов («"Поколенческий сдвиг" в потреблении конвергентных медиа»). По их мнению, проблема образования кроется не столько в самих студентах, которым «лень» читать учебники, а во все тех же устаревших методах преподавания, о которых перед этим говорили и их коллеги.
(на фото слева: Всеволод Пуля, на фото справа: Мнир Сулейманов)
Сергей Паранько, редакционный директор Mail.RuGroup («Инструментарий и навыки журналиста») и Тимофей Шевяков, журналист, историк, медиатехнолог ("'Мы перезвоним'. Почему выпускникам журфаков не рады в федеральных СМИ?") в своих докладах также обратили внимание на современное образование и, кроме того - на проблемы выпускников с трудоустройством. «Почти у всех выпускников одна беда: когда они приходят ко мне на собеседование, у них у всех на лбу горит яркая надпись: "миссия". И я им всем говорю: свет - это не ваше, это к Чубайсу; вы должны нести информацию», – так, например, прокомментировал ситуацию Тимофей Шевяков.
(на фото слева: Сергей Паранько, на фото справа: Тимофей Шевяков)
Не менее интересным было и выступление Виктора Коломийца - доктора социологических наук, профессора, заведующего кафедрой социологии массовых коммуникаций МГУ. Неотложная потребность в новых подходах к преподаванию социологии для журналистов – таков был его основной посыл.
(на фото слева: Максим Корнев, на фото справа: Виктор Коломиец)
Также всем присутствующим запомнилось выступление Ильи Стечкина, медиаисследователя и журналиста («Навыки журналиста для работы в IT-компаниях»). Началось оно с вопроса, вызвавшего живейший интерес у наших студентов: «Сколько вы хотите зарабатывать?» Затем господин Стечкин предложил учащимся набор компетенций, которые, по его мнению, помогут им эти самые «большие деньги» заработать.
(на фото Илья Стечкин)
И, как всегда, в финале было высказано пожелание проводить подобные конференции как можно чаще - поскольку медиа продолжают стремительно развиваться и, значит, не иссякает потребность в новых специалистах, новых решениях и новых подходах.
Елена Колесникова