«ИСТОРИЯ – НАУКА О БУДУЩЕМ»
Посещение факультета журналистики РГГУ Анатолием Кузичевым, генеральным продюсером радиостанции «Коммерсантъ.fm», не было первоапрельским розыгрышем. Он действительно пришёл в нашу alma mater 1 апреля, в День смеха – чтобы поговорить на серьёзную тему.
Анатолий (гость попросил: «никаких отчеств») рассказал нашим студентам об информационных войнах. По словам Кузичева, его идеологических сторонников часто упрекают в придумывании врагов, но сам он уверен: информационные войны сейчас действительно очень активны. А вот - главный признак такой войны: «…интуитивно чувствуешь, что в новости есть что-то искусственное, естественно она так не развивается». (Аудитория, кстати, согласилась с тем, что мы сейчас находимся в состоянии информационной войны.)
Собственно, что же такое информационная война? Анатолий определил её так: «серия регулярных информационных мероприятий, которые не предполагают дискуссий». То есть – по сути, пропаганда. При этом, вопреки расхожему стереотипу о «зомбоящике», основным источником пропаганды является вовсе не телевизор; больше всего её – в Интернете. Вообще, по мнению Кузичева, пропаганда есть везде. Даже в спорте, где, казалось бы, всё вполне прозрачно.
Существуют два основных метода ведения информационной войны. Первый метод – это выбор нужного ракурса освещения, поворот инфоповода в нужную сторону. В качестве примера (гипертрофированного, но логичного) Анатолий привёл недавний скандал с допингом. Как можно повернуть эту новость исходя из политической концепции западных стран? Сначала сказать, что допинг – это принцип существования российского спорта. Затем – что это принцип существования не только нашего спорта, но и общества. Наконец – сделать переход к «кровавому тирану Путину», который якобы строит на этом свою власть. (Наш гость привел такой пример: когда в 2014 году под Донецком разбился малазийский Boeing, американская пресса озаглавила один из посвящённых этому событию материалов так: «Руки тирана обагрились кровью».)
Второй метод ведения информационной войны – эмоциональные аргументы (из разряда «Не надо было бомбу на Хиросиму бросать!»). После просмотра ток-шоу и прочих программ, построенных на дебатах, чаще всего запоминаются именно хлёсткие и эмоциональные эпитеты, а не логически обоснованные доводы.
Цель же и смысл информационной войны – это создание образа врага и предоставление ему положительной альтернативы. В настоящий момент мы, как и в прошлом веке, ведем «холодную» информационную войну с Западом. Анатолий Кузичев убеждён, что история – это «наука о будущем»; ее движение циклично, и противостояние с Западом – навсегда. (Это, однако, вовсе не означает, что в эфир не следует приглашать своих идеологических противников.)
Мастер-класс Анатолия Кузичева был одним из тех, что по-настоящему зацепили присутствующих. Анатолия внимательно слушали, ему задавали множество вопросов… Дискуссия была оживлённой. И лишь лимит времени и необходимость идти на пары её прервали.