18 февраля в Центральной аудитории Управлением по работе со студентами совместно с Объединенным советом обучающихся был организован кинопоказ фильма «Битва за Севастополь» режиссера Сергея Мокрицкого.
Важной частью мероприятия стало обсуждение просмотренного фильма с преподавателем РГГУ, специалистом по военной истории России ХХ века Алексеем Алексеевичем Киличенковым.
… Всего одно мероприятие университетского масштаба – а так много хочется рассказать!
Наверное, самое главное, почему мы собрались посмотреть именно этот фильм – это преддверие 23-го февраля, Дня Защитника Отечества. В этот праздник невозможно не вспомнить всех тех, кто отдал свою жизнь в боях за Родину и Свободу.
И все-таки хорошо, что мы помним. И можем понять чувства тех, кто смотрел смерти в лицо в сражениях Великой Отечественной войны. И хорошо, что помнят не только простые, но и воспевают талантливые люди. Например, режиссер Сергей Мокрицкий, снявший в 2015 году фильм «Битва за Севастополь». И пускай при нашем обсуждении этот фильм не получил высоких оценок, все же это – напоминание на большом экране о великом событии, которое нельзя забывать.
Сергей Мокрицкий решил снять не просто фильм о войне – за основу, как, наверное, многим уже известно, была взята реальная история одного из самых прославленных снайперов СССР – Людмилы Павличенко. Её боевой счёт - 309 уничтоженных солдат и офицеров врага; лучший результат среди женщин – снайперов. «Леди Смерть» – так называли ее американцы.
Но, просмотрев двухчасовую картину, зрители невольно задались вопросом: «А ведь что-то тут не так?..» Взять советские ленты о войне, черно-белые и такие наивно-родные: смотришь их и словно вспоминаешь то, чего и помнить не можешь – ведь родился-то позже. Но как будто дух того времени, вместе с рассказами родителей, бабушек и дедушек, все еще живет в памяти этих фильмов – «Восхождения», «А зори здесь тихие», «Проверки на дорогах» - и еще во многих других, близких и понятных.
А тут… Хорошая история – причем, с happy end’ом, музыка – замечательная (что Гагарина, что «Океан Ельзи» – мурашки до дрожи); исторических и биографических ляпов почти не заметно. Но, после часа раздумий и различных предположений, мы почти единодушно осознали то, что именно нас так озадачило. Мы смотрели патриотический фильм о Великой Отечественной войне, снятый по американскому лекалу.
Сценарий, отработанный в десятках фильмов о супергероях, до того приелся, что стал очевиден даже для простого зрителя. Возможно, мы были слишком придирчивы, однако, на наш взгляд, то обстоятельство, что Сергей Мокрицкий отошел от биографии героини в пользу голливудского шаблона, художественной силы ему не добавило. Видимо, фильм создавался не про битву за Севастополь (чувствуется, что это название пришло уже после «вежливого» возвращения Крыма); скорее всего, он задумывался, как фильм о взаимопомощи и поддержке СССР и США– ведь немалую часть фильма мы видим Элеонору Рузвельт как чуть ли не самого близкого человека для Павличенко. (Для этого режиссер даже «научил» Людмилу говорить по-английски, чего на самом деле не было. В оригинальной записи, дошедшей до нас и свободно висящей на Youtube, можно увидеть улыбающуюся советскую девушку с характерным «хэканьем» и «аканьем» читающую текст по бумажке на родном языке, но никак не свободно излагающую свои мысли на английском.)
В итоге, к концу нашего кинопоказа у каждого остался вопрос: что же лучше – идти по проторенной голливудской дороге типовых картин или же, оставаясь верным своему кино, быть не до конца понятым и оцененным за рубежом? Что важнее: быть популярными и принятыми или сохранять собственные дух и традиции?
… Множество мыслей и вопросов – это верный признак хорошего мероприятия. Остается искренне надеется, что традиция кинопоказов приживется в нашем университете, и аудитория активных и заинтересованных студентов пополнится.
Екатерина Билалова