ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ ЖДЁТ «ВИСКИ С ИСТОРИЕЙ»
(А руководители холдинга «Москва Медиа» - журналистов нового типа)
Тёплая атмосфера арт-центра «VauxhallCenter» как нельзя лучше располагала к восприятию мастер – класса сразу трёх представителей холдинга «Москва Медиа», прошедшего там 21-го декабря. (Совсем недавно проводился конкурс «TVоя Москва», организованный редакцией телеканала «Москва 24» вместе с департаментом СМИ и рекламы; именно в рамках этого конкурса мастер-класс и был проведён.)
Первым лектором стал Алексей Вершинин, главный продюсер холдинга «Москва Медиа». Свой монолог он начал с того, что выразил недовольство устаревшими методами обучения, которыми пользуются российские журфаки: выпускников, приходящих из вузов на стажировки или на работу, заявил господин Вершинин, приходится переучивать. Зашоренность сознания – вот главная беда будущих «акул пера»: по словам Алексея, студентов «учат по вчерашним учебникам», делают из них людей вчерашнего дня - а «работать нужно сегодня».
Дело в том, что выпускают российские вузы «журналистов информационного общества». Казалось бы, что не так? Но господин Вершинин сделал поистине шокирующее и сенсационное заявление: информационное общество – это вчерашний день. Традиционная схема журналистского материала «Что? Где? Когда?» больше не работает, ведь теперь всё это легко можно узнать благодаря тому же Facebook’у. Как же быть тогда журналистам, и что нужно современному зрителю?
…Эмоция! Информационную сводку материала «Что? Где? Когда?» нужно эмоционально окрасить. Потому что, как сказал Алексей, «общество миновало рациональную парадигму»: на смену пришло так называемое «общество мечты».
(…В 2008 году один бизнесмен купил айсберг, распилил его на кубики льда, а лёд клал в стаканы с виски, продавая каждый за 50 евро. Изначально мало кто верил в успех этой затеи: обычный стакан виски стоит 5 евро, кто в здравом уме будет платить в 10 раз дороже? Однако айсберг быстро закончился, и бизнесмен купил второй.
По словам тех, кто распространял необычный виски – воде в айсберге много миллионов лет, воздухом из неё ещё динозавры дышали. Получается, люди платили не за сам виски – они платили за историю, за возможность рассказать своему окружению, что ты дышал одним воздухом с динозаврами…)
Не ради веселья Алексей Вершинин рассказал эту историю. Виски – это аллегория информационного повода. Соответственно, айсберг – это и есть та самая эмоция. Никто больше не хочет пить обычный виски – всем нужен «виски с историей»!
Русской лексики, которая объясняла бы идеи Алексея, пока что не существует. Приходится пользоваться английской терминологией. «Lowconcept» - это информационный повод: что произошло, где произошло, когда и при каких обстоятельствах. «Highconcept» - это «лёд для виски». И его по возможности нужно продумать заранее. Например, журналисты «Москвы-24» снимали сюжет об огромном масленичном блине, попавшем в книгу рекордов Гиннеса. Это и есть «lowconcept». Каким может быть в данном случае «highconcept»? Перед съёмками репортажа идей было несколько: «блин оказался невкусным», «никто не пришёл его есть»… Однако воплощена оказалась идея совершенно другая: самый большой в мире блин оказался съеден мгновенно, пришедшие едва ли не передрались. Словом, падок русский народ на халяву…
Лейтмотивом выступления Вершинина стала мысль о том, что журналист, способный на «highconcept», на «эмоцию» - это и есть журналист сегодняшнего дня. Однако со сменой оратора изменилась и точка зрения: заместитель главного редактора медиахолдинга Александра Воронченко не во всём согласна со своим младшим коллегой. По её словам, не всё так однозначно: ведь помимо жанра infotainment существует также и «информация первого ряда», где эмоции абсолютно неуместны. Допустим, новость о падении на Землю метеорита (Александра специально привела нереальный, абстрактный пример)– новость важная и срочная, являющаяся «highconcept’ом» сама по себе. Не полностью поддерживает госпожа Воронченко и точку зрения Алексея насчёт вузовского образования. По её словам, институт в первую очередь даёт будущему журналисту обширную гуманитарную базу, а не выпускает «готовых к употреблению» специалистов.
Тем не менее, по многим вопросам госпожа Воронченко со своим коллегой солидарна, не согласна только с методами их реализации. Ведь зачем противопоставлять «lowconcept» и «highconcept», если можно их совместить? Всего существует четыре «кита», на которых стоит телевизионный репортаж: стэндапы, закадровый текст, синхроны, лайфы. Никаких других нет. Почему же в таком случае нельзя наполнить эмоцией одного-двух из этих «китов»?
Александра вспоминала: когда-то «полосная» статья считалась предметом для гордости. Сейчас же «attentiontime» - время сосредоточения на одном действии – сокращается всё больше и больше, и даже заметка на четверть полосы теперь уже longread (да, и эта статья тоже). В связи с этим – «чем короче, тем ярче». Следовательно, по мнению Александры, краткость – это один из способов вызывания эмоции.
Наконец, микрофон перешёл к креативному продюсеру холдинга Игорю Масленникову. Он не стал читать аудитории длительных лекций, а рассказал о «неэфирном промо» «Москвы-24». Особенно Игорь гордится проектом «Это тебе», на котором люди в прямом эфире признавались в нежных чувствах своим родным. Результатом стала не только всеобщая атмосфера нежности, но и новая «ячейка общества»: один молодой человек прямо в эфире предложил любимой девушке пожениться. По словам Масленникова, это был единственный проект, о котором на премии Тэфи знали абсолютно все. И разве имеет значение, что Тэфи он не получил? Ведь «мы не видим денег, мы видим количество просмотров» (так и хочется добавить: и создаём эмоции).
И прошедший мастер-класс эмоцию тоже создал. Кстати, это и есть «Lowconcept» - «прошёл мастер-класс сотрудников «Москвы-24»». А его «Highconcept» оказался таков: ораторы озадачили своих слушателей и заставили их о многом задуматься.
Дарья Булдакова