Ему 48 лет. Яркий, энергичный, выраженный холерик – именно таким увидели Филиппа Марку студенты РГГУ, заполнившие нашу 528-ю аудиторию. Особенное внимание, несомненно, привлекали его живые глаза, взгляд которых демонстрировал спокойную и, вместе с тем, горячую уверенность в каждом произнесенном им слове, а активная жестикуляция, все это время сопровождавшая его монологи, транслировала эту уверенность аудитории слушателей.
Марку говорил по-французски. Перевод, безусловно, присутствовал – но, судя по тому, что вопросы журналисту задавались и на родном языке, некоторые из слушателей и сами понимали гостя – по крайней мере, пришедшие на его лекцию студенты-международники.
Предваряя лекцию, Марку сообщил, что ведет собственную передачу на радио и сам считает себя талантливым. А еще он адвокат, «но не упоминает об этом, чтобы его маме не было стыдно».
Основным предметов дискуссии стала идея свободы современных СМИ. Сам Марку считает свободу прессы истинным благом; необходимостью, за которую можно и нужно бороться. По словам Филиппа, на его родине эта свобода есть: ведь, во-первых, канадские журналисты считают себя «служебными собаками», обязанными следить за ходом глобальных событий и доносить о нем миру, а во-вторых, - «чтобы была свобода слова, нужно много снега». (Тем не менее, говоря о России, Марку добавил, что наличие снега – не единственный фактор.)
В Канаде, отметил наш гость, свобода слова защищена законодательно; однако просто прописать акт в конституции недостаточно – существуют тенденции к ограничению средств массовой информации в свободе и, как следствие, к их шантажу. Особенно в этом заинтересованы, конечно же, те политики, которые оказались скомпрометированы благодаря СМИ. Так, к примеру, именно благодаря им склонность мэра Торонто Роба Форда к «крэку» стала достоянием общественности; премьер-министр же Канады Стивен Харпер и вовсе к журналистам не выходит. (Впрочем, канадский премьер все же использует СМИ для повышения своего рейтинга: еженедельно в эфир выходит его передача (точнее, передача о нем) – «24/7».) Хотя, по словам Филиппа Марку, эффект получается обратным: Канада негативно относится к явно выраженной пропаганде.
Одним из основных рычагов давления на прессу является подрыв доверия аудитории к прессе. А также – давление финансовое. Например, в Квебеке все медийное пространство принадлежит одной-единственной компании, и это не позволяет журналистам писать то, что невыгодно спонсору-монополисту. Так и возникает господство одной идеологии и, как следствие - пресловутое деление мира на «черное» и «белое». (Марку привел в качестве примера период «холодной войны», когда на Западе усиленно создавался образ «хорошей» Америки и «плохого» СССР). Возникает естественный вопрос: о какой же, в таком случае, свободной прессе может идти речь?
Последние политические события доказывают, что, к сожалению, любые средства массовой информации – любой страны – не могут позволить себе быть до конца «прозрачными» и непредвзятыми. Так, Марку отметил, что западная пресса ни за что не признает рациональность действий России в украинском вопросе (и пресса Канады исключением здесь не является). Однако это не помешало ему – канадцу – приехать в Москву и поделиться опытом с российской молодежью. И мы за это, без сомнения, ему благодарны.
Дарья Булдакова