04.02.2015

ВЗЛЕТАЕМ!

Секреты мастерства от продюсера программы «Центральное телевидение» Анны Купа и корреспондента программы «Анатомия дня» Орхана Мустафаева.

19 декабря 2014 года Анна Купа и Орхан Мустафаев провели для студентов факультета журналистики РГГУ очередной мастер-класс. Их первое выступление на факультете, состоявшееся ровно за месяц до этого, имело большой успех; посвящено же оно было тому, как найти «героя своего сюжета» и, главное, уговорить того в нем сняться. Вполне логично, что на сей раз Анна и Орхан решили поделиться секретами того, как же этот самый сюжет грамотно выстроить. 




На первый взгляд кажется, что все довольно просто. Собственно, возможная структура репортажа в известной мере уже знакома большинству наших студентов; тому, кто сделал хотя бы один ролик для СТК, уже не покажется загадкой значение слов «синхрон», «стендап», «интершум», «закадровый текст» и т.п. Однако зачастую бывает и так: казалось бы, все правила соблюдены, а смотреть получившийся сюжет решительно скучно. Именно тому, как избежать подобного результата, и был посвящен очередной мастер-класс наших коллег. 




В самом начале беседы Анна Купа сравнила создание телерепортажа с подготовкой авиалайнера к взлету. Для того, чтобы полет оставил у пассажира (читай – зрителя) приятное впечатление, недостаточно одной лишь технической исправности самолета (это подразумевается само собой). Здесь нужны комфорт и особая, запоминающаяся атмосфера. Вот и с репортажем – точно так.

Иллюстрируя свои слова демонстрацией собственных сюжетов, Анна и Орхан напомнили начинающим журналистам несколько важных творческих приемов: например, не использовать чересчур длинные «синхроны» и «лайфы», не допускать, чтобы закадровый текст дублировал слова героев «синхрона». Однако наибольшее внимание было уделено так называемым «атмосферным» мелочам. 




Характерной ошибкой многих репортеров Анна и Орхан назвали утрату сюжетом целостности: да, он может обладать определенным количеством разных подтем, но все же должен концентрироваться на теме ведущей. Иначе потенциальный зритель собьётся с той мысли, которую хотел донести автор, и не сможет понять, к чему сюжет вообще был снят; а ведь главная задача автора – реализовать свою «сверхзадачу», на которую должна работать каждая деталь. 




Важным моментом, по мнению наших гостей, является умение автора ориентироваться в своем материале. Ему нужно как следует продумать концепцию своего сюжета; изучив собственно проблему, знать о ней много больше того, что в итоге увидит зритель; выстроить в голове жёсткий план. Тем не менее, умение импровизировать также необходимо: нередки случаи, когда получившийся сюжет не совпадает с исходной концепцией (хотя бы потому, что герои репортажа повели себя не так, как предполагалось автором). В этом случае разумнее следовать за материалом, иначе репортаж может получиться наигранным, «притянутым за уши». 




Итак, всегда и везде всё решают мелочи. Советы Анны и Орхана продемонстрировали это в очередной раз. Так, например, необходимо создавать своему герою привычные для него условия, предоставлять ему возможность свободно двигаться, задавать ему вопросы в процессе этого самого движения… Мелочи? Да. Но какие важные! Ведь именно они и определяют органичность поведения героя в кадре, а, значит, и органичность восприятия сюжета в целом. (Даже когда определенные ситуации приходится моделировать – случается и такое! – важно добиваться всё той же естественности - чтобы герой чувствовал себя, что называется, «в своей тарелке».) 




Подводя итоги, Орхан и Анна сформулировали следующие «золотые правила» создания качественного видеоматериала: думать картинкой, мыслить синхронами, провоцировать героев, режиссировать эпизоды. Именно эти слагаемые и составляют ту формулу успеха, согласно которой создается любой качественный телерепортаж.

Итак, повторим: «создание сюжета – это подготовка авиалайнера к взлету». По итогам мастер-класса каждый студент, того желавший, смог вынести из него что-то полезное; приобщился к тем самым «производственным секретам», вне которых невозможен действительно качественный, радующий ум и душу зрителя сюжет. А это ли не взлет? Что же – взлетаем!




Материал подготовила Дарья Булдакова



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru






Все об институте

Научно-исследовательская работа факультета

Поступающим

Обучающимся

Студентам:

Мастерские