Презентация книги О. И. Киянской и Д. М. Фельдмана
Было бы наивно полагать, что жизнь преподавателей РГГУ состоит исключительно из проведения лекций и семинаров. Само собрание имен нашего факультета автоматически предполагает их яркую внеуниверситетскую деятельность. Не стали исключением и педагоги кафедры литературной критики Института Массмедиа Давид Маркович Фельдман и Оксана Ивановна Киянская.
22 января эта супружеская чета представила свою книгу с довольно длинным, как отметил господин Фельдман, названием: «Очерки истории русской советской литературы и журналистики 1920 и 1930 годов. Портреты, скандалы». По словам Давида Марковича, собственно история советской литературы до сих пор никогда и никем не была написана, да и авторы данной книги этой задачи не ставили. Отсюда и такая формулировка – «очерки истории», а не «история»; «скандалы» же, как заметили авторы, несмотря на свою видимую случайность, замечательно выявляют типичные для своего времени ситуации.
Книга в целом – о поиске писателем своего места: в профессии и в жизни. Она состоит из шести глав, или, как обозначили их сами авторы, новелл. Первая содержит новые данные об «одесской» биографии Евгения Петрова (известного большинству из нас в качестве соавтора «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка»). Вторая новелла повествует о карьерном росте и падении поэта - акмеиста Владимира Нарбута, третья посвящена Борису Пильняку, четвертая – взаимоотношениям писателя Исаака Бабеля и всем известного военачальника Семена Михайловича Буденного.
Пятая глава стоит во всей книге особняком. В ней рассказывается о том, кто такой Яков Моисеевич Бельский (имя этого человека усиленно стиралось советскими идеологами из памяти современников). Однако О. Киянской и Д. Фельдману удалось, по их собственному признанию, чисто случайно напасть на его след, узнать и, как следствие, донести до читателей потрясающую историю его жизни, полную героизма, интриг и трагедий.
Наконец, шестая, завершающая часть – о советском писателе Аркадии Бухове, сведения о котором «невнятные, но их удалось найти».
Давид Маркович вкратце рассказал о каждой из шести частей книги. После него слово взяла Оксана Ивановна. Она вновь вернулась к пятой новелле – и слушатели словно погрузились в советскую эпоху сквозь призму восприятия Якова Бельского. Также госпожа Киянская рассказала и об истории создания этой новеллы: авторам по чистой случайности попалась на глаза совместная фотография Бельского и Валентина Катаева, как раз и послужившая отправной точкой для разысканий. (Примечательно, что изначально авторами предполагалась всего лишь короткая биографическая справка, преобразившаяся, в итоге, в целый раздел на двести печатных страниц.)
Мне как человеку, книгу пока еще не читавшему, сложно судить об историческом значении труда моих преподавателей. Однако, придя вечером домой, я начала набирать в «поисковике» имена всех тех людей, о которых идет речь в «Очерках истории…». И, в результате, о большинстве из них я смогла найти лишь сухие данные, состоящие из дат и названий произведений – не более. (Что же касается Якова Бельского, то это имя Яндексу и вовсе незнакомо.) Одно лишь это говорит о степени уникальности той информации, которую открывает для нас книга О. Киянской и Д. Фельдмана.
Анастасия Геннадьевна Готовцева, также преподаватель нашей кафедры литературной критики, назвала историю российского ХХ века «непаханым полем». После 22 января 2015 года – усилиями О. Киянской и Д. Фельдмана – площадь этого поля стала ощутимо меньше.
Дарья Булдакова