«“Никогда не идите в журналистику, дети”. И я, услышав это, подумала: “Мне туда надо”»
Следовать за мечтой или идти по разумному пути? Чему учит журналистика и как добиться желанных результатов в ней? Выпускница факультета журналистики 2021 года Елизавета Клац рассказала, как выбранная ею профессия способна направить человека в нужное русло.
– Кто был героем Вашего интервью на первом курсе?
– Первое интервью у меня было с потрясающей девушкой, ее зовут Надин [Лахбаби]. Тогда в мою юную голову она внесла всю ту утерянную информацию, которую за сентябрь я не усвоила. Она рассказала, кажется, все, что могла. Само интервью было неумелым, детским, вопросы были глупыми и клишированными. Однако это первый опыт, который навсегда запомнится. Интервью с выпускником, который работает по профессии, еще интересно тем, что возможно тебе предложат какую-нибудь стажировку.
– Почему Вы выбрали именно журналистику?
– У меня появилась мысль пойти на факультет журналистики, когда ко мне в школу с мастер-класса пришел военный корреспондент Аркадий Бабкин. Он прочитал нам очень интересную лекцию о своей работе и сказал: «Никогда не идите в журналистику, дети». И я, услышав это, подумала: «Мне туда надо». Перед поступлением я выбирала между факультетом поэзии в литературном институте и факультетом журналистики. Тогда моя мама очень мягко мне посоветовала не выбирать такую специальность, как поэзия, и поступить на журфак. Так как это даст чуть более серьезную теоретическую базу и классическое гуманитарное образование.
– Расскажите о плюсах факультета журналистики.
– Самое крутое достоинство факультета журналистики заключается в том, что он дает понять, чего ты хочешь или хотя бы примерно наметить ту область, которой ты хочешь заниматься. То есть студент слушает все эти лекции, курсы и понимает, куда он примерно хочет двигаться. Это основной плюс, который я для себя выделила. Так получилось, что, когда я поступила на факультет журналистики, я была вдохновлена этой идеей, но у меня не было мыслей стать именно журналисткой. То есть меня журналистика очень заинтересовала, я поступила, но я не знала, чего конкретно хочу. В этом плане четыре года бакалавриата помогли мне начать искать специализацию внутри всех тех навыков, которые дает журфак.
– Расширяет ли образование журналиста кругозор?
– Кругозор расширяется, но, чтобы он был более глубоким, профессия требует собственного изучения. Ты сам должен искать, изучать. Тебе покажут основы, дадут темы для размышления, но дальше ты двигаешься сам.
– Тяжело было учиться?
– На самом деле, об этом стоит рассказать, потому что весь сентябрь первого курса я проболела. Так получилось, что я окончила школу экстерном и в вуз поступила в 16 лет. Я не знала, что такое деканат, кто такой декан. Я, наверное, до второго курса не знала, чем лекция отличается от семинара. Я очень сильно пожалела о том, что пропустила сентябрь первого курса. Потому что мне не удалось усвоить основы, которые объяснялись в первую неделю. Мне было тяжело. Я не знала, что делать, не понимала, как устроен университет. Я пришла уже в сформировавшийся коллектив. За первый месяц все сдружились, разделились на компании. Все знают, что нужно делать, куда идти, а я ничего не знаю. Поэтому первый семестр был тяжелым в этом плане.
– Как Вы справились с этим?
– Я поняла, как работает вуз, наверное, только к концу третьего курса. А понимание, что это и зачем, наверное, появилось перед защитой диплома. Я очень хорошо вспоминаю те времена, когда диплом уже был написан. И я думала: «Почему же я тогда не подошла к той лекции с умом, к тому домашнему заданию? Почему я вместо того, чтобы делать задания на отлично, делала их на скорую руку?». Когда оканчиваешь вуз, вдруг осознаешь, что все это нужно было делать не ради оценок, а для себя. Все задания по профильным предметам нужно было выполнять так, как будто это часть твоего портфолио. Подходить очень ответственно, серьезно, с фантазией. Важно то, какие уроки студент вынесет по окончании вуза, какие знания и навыки он получит.
– Кто запомнился из преподавателей больше всего?
– Наверняка у вас еще будет вести историю Анастасия Юрьевна Сизова. Так получилось, что Анастасия Юрьевна читала курс лекции по истории мне еще в школе. У меня был шок, когда я зашла в аудиторию и увидела свою школьную учительницу. В тот момент я поняла, почему ее лекции в школе так странно и необычно воспринимались. Потому что она университетский преподаватель, и ее уровень был совершенно другой. Важнее тут будет сказать не то, что Анастасия Юрьевна преподавала в школе, а то, что это абсолютно талантливейший преподаватель и один из самых интересных лекторов, которых я встречала за свою жизнь. И, пожалуй, историю России 20 века так, как она, никто не сможет настолько интересно рассказать. Еще я бы хотела выделить Евгению Вадимовну Бродскую. Она интересная и очень талантливая. Я хочу отметить тех преподавателей, которые отзывались мне чем-то позитивным и полезным. Я очень ценю людей, которые с интересом подходят к своим занятиям. Все ее лекции были интересными для студентов. Я записывала почти все книжки, которые она нам рекомендовала к прочтению. Думаю, если этот вопрос задать каждому выпускнику, то каждый из них выделит Юрия Геваргисовича. Он определенно профессиональный преподаватель и то, как он ведет занятия – это безумно интересно. Он преподает литературу. Ты смотришь на скучные книги под другим углом, узнаешь историю автора, и все становится иным. Начинаешь по-другому воспринимать литературу. Я изменила свой подход к чтению литературы: начала читать биографию автора, про историю тех лет, в которых они жили. Потому что именно восприятие книги через то, какой была жизнь автора, делает картину цельной. Ты начинаешь понимать их лучше. Юрий Геваргисович в свое время преподал мне очень хороший урок. Как-то я сдавала ему несколько пересдач подряд. Я была не очень ответственной студенткой первое время. На моей последней пересдаче он сказал мне, что я никогда не получу оценку выше тройки. Я очень сильно на него обиделась тогда, восприняла его слова близко к сердцу. После этого на предстоящий экзамен я подготовилась на отлично, прочитала всю литературу и подготовила все билеты. Не спала ночь и пришла со скрепками в волосах, на которые мне Юрий Геваргисович и показал. Ответила я на четверку, пять он мне не поставил. Я уверена в том, что именно после этого я поняла, как нужно готовиться к экзаменам.
– Какой был самый яркий момент во время обучения на журфаке?
– Самый яркий момент – это день государственного экзамена. Я проснулась рано утром, шла через парк к вузу и думала: «Я ненавижу учебу, я ненавижу государственный экзамен. Зачем я вообще сюда пришла? Я не хочу никакой диплом, пожалуйста, можно я просто буду работать дворником? Я ничего этого не хочу! Кто вообще говорит о том, что студенческие годы – это лучшие годы? Я все здесь ненавижу. Ненавижу, ненавижу, ненавижу!». Я сдала государственный экзамен на пять. И через пару часов, возвращаясь домой, я шла по тому же парку, где утром говорила про себя «ненавижу, ненавижу, ненавижу» – и плакала. С мыслями «Как так, неужели все закончилось? Это ведь было потрясающе... Я хочу еще».
– Чтобы Вы пожелали студентам журфака?
– Вспоминая себя на первом курсе, я, наверное, буду советовать из прошлого опыта. А применимо ли это к вам, решаете вы. Учитесь хорошо. Если есть возможность получить пятерку, получите пятерку. Подходите ответственно к учебе. Кажется, что это такая мелочь, и никто не будет смотреть оценки в дипломе. Но вы просто не представляете, насколько вам будет приятно открывать диплом с хорошими оценками. Если есть возможность выразить себя через журналистское творчество – выражайте. У нас есть очень классные преподаватели, которые, увидев в вас определенный талант или целеустремленность, смогут порекомендовать вам отличную стажировку.
Чеглакова Эрика
Сербина Елизавета