Маргарита Амбарцумян

25.08.2023

Маргарита Амбарцумян

«Если ты чем-то занимаешься, то этим нужно заниматься с душой»

Как понять, что журналистика — это твоя профессия? Чем привлекает студентов РГГУ? Как справиться с большим потоком информации? Возможно ли сейчас найти работу? Об этом и многом другом расскажет героиня нашего интервью Маргарита Амбарцумян, выпускница РГГУ 2022 года и старший редактор новостного отдела МИЦ «Известия». 

 

– Расскажите, почему именно журналистика?

– Родители всегда мне говорили: «Если ты чем-то занимаешься, то этим нужно заниматься с душой», я стала пробовать. У меня никогда не было трудностей ни с русским языком, ни с литературой. Когда я училась в пятом классе, руководитель нашей школьной газеты предложила мне подготовить материал про посвящение в гимназисты. И вот с этого, наверное, начался мой путь в журналистике. С тех пор я начала печататься в школьной газете, в девятом классе поступила в «Школу юного журналиста»‎ при МГУ.  Когда я училась в 9-м классе, я узнала от подруги, с которой мы вместе посещали курсы в «Школе юного журналиста», что в РГГУ есть Предуниверсарий, куда мы с ней вместе и поступили. Два года мы учились в здании университета, у нас вели пары вузовские преподаватели, в том числе Яна Евгеньевна Каневская и Юрий Геваргисович Бит-Юнан с факультета журналистики. Собственно, они и повлияли на то, что я поступила именно в РГГУ.

– Почему Вы решили пойти именно на тележурналистику?

– Как ни странно, я всю жизнь занималась печатной журналистикой. Сейчас моя жизнь тоже связана с текстами, пусть и новостными. У нас был выбор между теле- и мультимедийной журналистикой. Тогда мне казалось, что направление мультимедиа связано больше с созданием сайтов, я в ШЮЖе их создавала, поэтому захотелось попробовать что-то новое. От студентов слышала про Студенческий Телеканал (СТК), хотела изучить больше и поработать в этом направлении, научиться монтировать. По этим причинам и выбрала тележурналистику.

– Вы помните, каким был Ваш первый день в РГГУ?

– Если не ошибаюсь, это было 31 августа. Мы собрались всем курсом, у нас была встреча с тим-лидерами, которые проводили для нас психологические тренинги на сплочение. Через несколько дней тим-лидеры собрали нас еще раз, мы поехали в Парк Горького, где они также провели для нас разные игры, познакомили между собой. 

Еще помню нашу первую встречу с Николаем Карловичем Сванидзе. Он задавал нам вопросы, проверяя нашу эрудицию. Также он у нас спросил: «Ну вы же понимаете, что вы все журналистами не будете?». Меня этот вопрос не заставил задуматься, я точно знала, что пойду именно по этому пути.

– Вы сразу решили, что будете старостой?

– Мне кажется, так сложились обстоятельства. Я была тем человеком, который знал, что и как устроено в РГГУ, знала все коридоры, все понимали, что ко мне можно обратиться с любым вопросом. Но должна сказать, что быть старостой – это дополнительная ответственность. Я всегда была на связи как с одногруппниками, так и с деканатом, особенно во время пандемии, когда было дистанционное обучение. Несмотря на эти сложности, я рада, что у меня была возможность пообщаться с каждым, потому что рано или поздно формируются небольшие компании, с которыми вы больше общаетесь, проводите время, а мне удалось наладить взаимоотношения со всеми.


– Были ли преподаватели, которые оказали на Вас наибольшее влияние в процессе обучения?

– Да, конечно. Во-первых, стоит сказать об администрации факультета: Наталия Яковлевна, Яна Евгеньевна, Юлия Валерьевна – это не только профессионалы своего дела, но и, в первую очередь, люди с большой буквы. Они всегда с пониманием относятся ко всем без исключения, умеют поддержать, дать совет, иногда «пинок», если нужно. Атмосфера, которая царит на факультете, – их заслуга.

А что касается преподавателей, я бы выделила Юрия Геваргисовича Бит-Юнана, Оксану Ивановну Киянскую с кафедры литературной критики, а также Евгению Наумовну Басовскую с кафедры медиаречи. Эти преподаватели заложили основы, которые нужны каждому журналисту. Также мне очень нравились занятия с Татьяной Николаевной Землянских. Раньше мы удивлялись тому, что она постоянно напоминала нам про три группы журналистских жанров, но сейчас я понимаю, что это базовые знания, без которых трудно двигаться дальше. Татьяна Николаевна дала нам очень хорошие основы журналистской теории и практики. Также с теплом вспоминаю Марианну Петровну Кирееву, мы с ней раньше занимались на СТК. Именно она учила нас снимать сюжеты, монтировать, готовила нас к будущей журналистской жизни. 

– Что Вам больше всего нравилось в учебном процессе, а чего не хватало?

– Сразу скажу, что учебной практики хватало. Когда у меня спрашивают, почему надо поступать на факультет журналистики в РГГУ, я всегда говорю, что у нас прикладной бакалавриат, в других вузах чаще встречается академический. Мы же с первого курса делимся на профили. Уже в сентябре в начале обучения сдаем первые сюжеты.

– Какие у Вас были творческие задания? Может быть, у Вас есть любимое?

– На первом и втором курсе мы снимали новости для СТК. Ближе к 3-4 курсу мы начали создавать свои проекты. У Дарьи Валерьевны Неренц на расследовательской журналистике мы делали репортаж про детей с ограниченными возможностями здоровья и про помощь московских школ таким семьям. Эту работу я люблю, трогательная история получилась. На редакторской деятельности у Яны Евгеньевны и Дмитрия Олеговича нам надо было придумать концепцию программы и снять пилотный выпуск. Наша программа называлась «Культура питания». Пилотный выпуск сняли про вегетарианство: несколько героев рассказывали про свой опыт, а мы с командой взяли интервью у врача, который объяснил, как стоит себя вести людям, желающим перейти на этот тип питания. 

– Помните ли Вы свой самый волнительный экзамен? Каким он был? 

– Не знаю, можно ли его назвать волнительным, но на втором курсе Оксана Ивановна Киянская вела предмет, посвященный творчеству Пушкина. Она нас сразу предупредила, что в конце курса будет устный зачет. Помню, что первыми сдавали студенты, обучающиеся на направлении «мультимедийная журналистика». Почти все не сдали, потому что тогда еще никто не понимал, как готовиться. Опираясь на их опыт, за оставшееся время мы прочитали материалы, постарались запомнить все подробности, повторили лекции и сдали. Я тогда очень нервничала, но Оксана Ивановна задала только один вопрос, на который я легко дала ответ. После этого она сразу же попросила у меня зачетку. 

– На какую тему был Ваш диплом?

– «Речевой портрет ведущих современных телевизионных программ». Я писала на кафедре медиаречи, все четыре года научным руководителем была Яна Евгеньевна Каневская. Первые два года я писала про речевое воздействие, на третьем курсе мы взяли тему «речевой портрет». Тогда я анализировала речь Ирады Зейналовой. На 4 курсе мы добавили в наше исследование Алексея Пивоварова (признан иностранным агентом). Было интересно сравнить речевой портрет ведущей авторской программы на телевидении и ведущего YouTube-канала.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить еще и мою маму. Весной у нас дома произошла сложная ситуация, у меня совсем не было сил. Она сидела рядом и смотрела вместе со мной одни и те же новостные выпуски, чтобы я могла завершить свою выпускную квалификационную работу (ВКР). 

– Проходили ли Вы практику во время обучения? 

– После первого курса я проходила практику в приемной комиссии. Считаю, что это была настоящая школа жизни, потому что я научилась общаться с совершенно с разными людьми. Именно после этого мы с друзьями пришли в деканат и предложили вести социальные сети факультета, чтобы у абитуриентов было более обширное представление о месте, куда они поступают. Я работала над этим проектом два года, благодаря ему закрыла практику на втором курсе. У нас было много разных рубрик: мы снимали видео с преподавателями, освещали мастер-классы и жизнь факультета. 

Уже на третьем курсе Юлия Валерьевна написала нам, что есть несколько мест на практику в «Интерфаксе». Помню, что я очень загорелась тогда, попросила меня записать. В то время мне казалось, что новости — это шаг в журналистике, с которого стоит начинать. Сейчас я придерживаюсь такого же мнения. 

– Как Вы считаете, практика помогла Вам найти работу?

– Да, ведь во время практики ты получаешь опыт. Наверное, больше всего мне помогла практика в информационном агентстве «Интерфакс». Там нас учили, как правильно работать с новостями. Мы попали в группу мониторинга службы политической информации. У нас был очень хороший руководитель практики – Миша Коротаев, он тоже наш выпускник, кстати. Мы работали с пресс-релизами, учились находить в них новости, отписывали разные инфоповоды. Однажды мы попали на аудио-пресс-конференцию Дмитрия Пескова, посмотрели, как подобные мероприятия устроены с технической стороны. 

При этом стоит учитывать, что у каждого агентства и издания свои стандарты, принципы работы. Например, в «Известиях», где я работаю сейчас, мы всегда даем подробный бэкграунд: погружаем читателя в контекст, рассказываем, что было раньше. 

– Сложно ли сейчас найти работу студентам и выпускникам?

– Мне кажется, нет. Хотя иногда срабатывает «закон подлости»: именно тогда, когда тебе очень нужна работа, ты не можешь ничего найти. Видела много таких примеров. Главное – составить хорошее резюме, показать свой опыт, даже если он учебный. Например, если вы хотите работать на телевидении, то стоит уже сейчас стараться делать сюжеты для СТК, разрабатывать свои спецпроекты, чтобы в будущем показать их работодателю.


– Где и кем Вы сейчас работаете?

– Мы с вами разговариваем в переходный для меня момент, так как сейчас я получаю повышение — буду работать старшим редактором отдела новостей (интервью проводилось в октябре 2022 г.).

Впервые на работу я вышла в январе 2022 года, и все это время работала райтером-редактором. Я получала инфоповоды, отписывала их, подбирала видео и загружала материалы в систему управления контентом. Сейчас в мои задачи входит мониторинг всей новостной повестки, формирование редакционного плана отработки новостной повестки, координация работы редакции на смене, а также вычитка и публикация новостей на сайте. 

– Как Вы нашли работу? 

– Я всегда понимала, что моя цель – это учеба. Именно по этой причине на первую официальную работу я вышла только в январе, обучаясь на 4 курсе, когда поняла, что уже могу себе позволить совмещать работу с учебой. До этого я подрабатывала в разных местах, но это не мешало учебе. 

На самом деле, поиск работы – забавная история. На тот момент я слышала от многих знакомых, которые уже окончили университет, что они пытаются найти работу, получают много отказов, даже не доходя до этапа собеседования. В тот момент я подумала, что надо быть морально готовой к тому, что поиск работы может затянуться, поэтому решила откликнуться на несколько вакансий и посмотреть, что из этого выйдет. Конечно, я тоже получала отказы, но в один день мне позвонил HR-менеджер «Известий» и сказал, что они ищут райтера-редактора в ночные смены. Сначала я ужаснулась и хотела отказаться, но потом подумала, что ничего не теряю, поэтому решила попробовать. В первые дни было очень тяжело, конечно. Но сейчас я очень рада тому, что не испугалась трудностей. Получается, что после выпуска из университета прошло 4 месяца, а я уже получила повышение. Мне кажется, это хороший результат.

– Как Вы строите свой день, работая в ночные смены?

– Сплю днем. Я работаю в течение семи дней, а потом неделю отдыхаю, поэтому у меня все-таки есть достаточно времени на то, чтобы прийти в себя, заняться своими делами и с новыми силами пойти на работу. К тому же есть места, куда по выходным попасть тяжело. В этих случаях мой график меня выручает.

– Как Вы справляетесь с нагрузкой, учитывая, что приходится работать по ночам? 

– Дело даже не в ночных сменах, а в том, что новостей очень много, к тому же они не всегда приятные. Несмотря на то, что я человек, который все пропускает через себя, я научилась фильтровать информацию.

У меня дома часто спрашивают, что случилось за ночь, а я порой не могу ответить, потому что уже успела переключить свое внимание на что-то другое. Когда прихожу на работу, снова в теме. Сама удивляюсь проделкам нашего мозга (смеется). Мне кажется, всем журналистам стоит научиться владеть собой и своими эмоциями. Эмпатия – это хорошо, но о своем моральном состоянии тоже нельзя забывать.  

– Как Вы считаете, что самое ценное Вы приобрели за время обучения?

– Самое ценное это, наверное, люди. Я встретила друзей и преподавателей, которые так или иначе повлияли на формирование моей личности. И, конечно же, обучение. Я считаю, что оно на нашем факультете действительно качественное. У нас было много практических заданий, а преподаватели всегда были нацелены на то, чтобы передать свой опыт студентам.


– Можете дать какое-то напутствие для первокурсников?

– Оглядываясь назад, я понимаю, что не стоит идти сразу работать, особенно если есть такая возможность. Пока у вас есть время, пробуйте создавать какие-то проекты, осуществлять свои идеи, потому что, когда вы выйдете на работу, времени на это уже не будет. А пока есть время и возможность творчески себя реализовать, советую этим воспользоваться. 


Мария Моргунова

Ксения Рудицер




ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru