«Ничего не бойся».
Выпускница 2019 года Валерия Данилова рассказала о своей студенческой жизни на факультете и журналистике в целом.
- Почему ты выбрала журналистику?
- Я с 5 класса решила, что хочу стать журналистом. Моя мама познакомила меня со своей школьной подругой, прекрасной журналисткой Юлией Струковой (она работает на телеканале «Культура» больше 15 лет). Юля очень увлеченно рассказывала мне про свою работу, позже начала брать меня на съемки, несколько раз я была на самом телеканале. Позже я поняла, что мне это безумно интересно. Так и получилась мечта «быть настоящим журналистом». Потом я сделала в школе газету, которая выпускалась среди нашего класса, собирала у всех фотографии и сочинения, которые необходимо там публиковать.
- Кем еще ты мечтала стать в детстве?
- Я мечтала стать фотографом, радиоведущим, телеведущим, потом я думала, что буду колумнистом. Разные были вариации, но я точно знала, что буду поступать на журналистику. Пошла в 9 классе на подготовительные курсы, а с 10 класса занималась с репетитором, которая готовила меня к вступительным экзаменам, поэтому, когда я поступила на 1 курс, я уже много знала из того, что касается и журналистики, и настоящей журналистской жизни.
- Считаешь ли ты, что подготовка до поступления на журфак необходима?
- Я бы готовила людей к тому, что такое профессия журналист вообще, потому что мы поступаем со светлыми мыслями: «Я закончу журфак, меня ждут классные стажировки, я обязательно найду хорошую работу и буду писать о том, о чем хочу». И никто не рассказывает, что ты приходишь работать новостником и год, а то и больше, пишешь новости, от которых тебя тошнит. Это такая школа жизни: поработай новостником, и потом, может быть, тебя заметят.
Журналистика - это не то, что нам показывают в любимом сериале «Секс в большом городе»: ты не будешь сидеть с розовым пером, как Кэрри Брэдшоу. Я осознала это, когда пошла работать. Сначала я мечтала работать в глянце, как и все девочки, а на деле поняла, что это не то, чего я хочу. Очень классно, если в журналистику ты приходишь с темой. Я - человек, который не знал, чего он хочет от журналистики. Первые стажировки дают тебе понять, что точно не твое. Так, например, благодаря РГГУ я попала на радио «Бизнес FM», и поняла, что радио - это не мое.
- Какая твоя первая ассоциации с РГГУ?
- РГГУ - это ностальгия, наше здание, тусовочки, классные преподаватели, ребята, которых я очень люблю. У меня с РГГУ связаны только светлые воспоминания.
- О ком из преподавателей у тебя остались самые яркие впечатления?
- Александра Сергеевна Довлатова - моя любовь с первого курса. Я считаю, что она тот человек, который дал нам очень много практических знаний. Она и Александр Егорович Чибисов были теми людьми, которые учили нас писать и делать это не по-школьному «убого», а по-журналистски привлекательно.
Юрий Геваргисович Бит-Юнан – это легенда всего нашего Института Массмедиа, это человек, благодаря которому я прочла всю классику, и невероятно за это благодарна. Я просыпалась и засыпала с книжкой. А его вопросы! Именно они научили меня настолько детально изучать произведение, что я до сих пор помню, как зовут противника Зосимы из «Братьев Карамазовых». Ребята, аларм, - Ферапонт.
Оксана Ивановна Киянская. Благодаря ей я знаю всю биографию Пушкина, весь наш курс - мини-пушкинисты.
- Какие предметы оказались для тебя наиболее полезными?
- Было полезным то, что давала кафедра литературной критики. Мы взяли очень большой пласт литературы. Мне это очень нравилось, потому что есть произведения, к которым я бы в жизни не подступилась, а благодаря литкриту, я их прочла.
Пары у Марианны Петровны Киреевой были полезны. В целом, мне нравилось все предметы, где свои знания можно применить на практике.
- Кто из журналистов вызывал у тебя интерес в годы студенчества?
-У меня все было стандартно. Это были Парфенов, Познер. Еще я очень любила и сейчас люблю Катю Гордееву. В ней столько энергии! Мне кажется, она, будучи уже старенькой бабушкой, будет делать крутые проекты.
- Есть ли журналисты, за деятельностью которых ты следишь сейчас?
- Та же Катя Гордеева, Валерий Панюшкин. Думаю, не стоит говорить про Дудя (смеется). Я сейчас активно слежу за YouTube-каналами. Очень люблю Ирину Шихман, ее программу «А поговорить?», мужа Кати Гордеевой Николая Солодникова. «Ещенепознер» - великолепное шоу, у Солодникова очень атмосферные интервью.
- Нам часто говорят, что студенчество – это «лучшее время нашей молодости». Можешь ли ты с этим согласиться?
- Я думала, что, когда я поступлю в университет, у нас все будет как в лучших традициях советских фильмов: будем ездить с гитарами, палатками, будут какие-то вузовские мероприятия, активности. Но ни с палатками, ни с вузовскими активностями не сложилось, но я не могу сказать, что мы многое потеряли. Во-первых, сейчас время другое. Во-вторых, мы настолько были погружены в учебный и практический процесс (постоянные съемки для СТК в первые два года учебы), что времени на доп.активности просто не оставалось. Также было очень много мероприятий вне ВУЗа: музеи, выставки, лекции, и везде надо успеть.
− А ты много работала на СТК, как оператор или ведущий?
− Ведущей мне не доводилось быть, я работала только в рамках своих сюжетов – либо на операторской позиции, либо в кадре. Первые 2 года учебы снимали очень много, как следствие – получился классный фильм про эвтаназию, который мы сделали с моей одногруппницей Катей Худяковой. Чуть позже, благодаря Марианне Петровне, которая отправила нас на конкурс, мы даже получили за него диплом.
− А почему ты не работала на СТК, просто не хотелось или другие люди занимали это место?
− Как-то не предлагали никогда, да и цели у меня не было. Там чаще мелькали ребята, которые много времени проводили на самом телеканале: монтировали или помогали с чем-то М.П. А я обычно монтировала либо у себя дома, либо в кафе.
− А если попроситься?
− Опять же – не особо хотелось быть в кадре. Не потому что мне было страшно читать новости или я думала, что плохо это сделаю. Просто я скорее человек «закадр»: лучше придумаю как смонтировать, как снять, какой текст подобрать, чем буду изображать красивую говорящую голову.
− Когда тебе ещё до поступления рассказали обо всех сложностях журналистики, тебя это не испугало?
− Мне очень нравилось, что журналистика активная, быстра, но после того, как я стажировалась и поработала, поняла, что это течение очень творческое, а мне бы вот рамок побольше, собственно, почему я и пошла дальше в рекламу. Раньше относила себя к более творческим людям, а, на деле, оказалось, что мне нужны рамки, дедлайны, устойчивый коллектив, четкая и понятная карьерная лестница. Здесь мы с журналистикой слегка расходимся.
− Расскажи, где ты сейчас учишься, чем занимаешься.
− Сейчас я учусь в магистратуре РУДН на факультете PR и рекламы. Пока не знаю, какую именно работу хочу, пробую разные сферы – маркетинг, event, PR и прочее. Я понимаю, что могу, какие мои сильные стороны, где плюсы, а где минусы. Для меня ещё очень важно, чтобы была возможность двигаться и расти, открывать в себе и в выбранной профессии новое.
− Какие жизненно необходимые знания и навыки дала тебе журналистская база?
− Очень хорошо прокачала свои коммуникационные навыки. Унесла очень много знаний по литературе, познала дзен в «начитанности» и «насмотренности», что очень важно для журналиста. Это те навыки, благодаря которым ты понимаешь, что на любых мероприятиях можешь поддержать любой разговор: знаешь, кому вручили нобелевскую премию, кто с кем расстался в светской жизни, что в литературе нового и вот эти все истории. Ты должен быть в курсе всего и везде.
− Были ли какие-то навыки, которые тебе не пригодились вообще?
− Физкультура (смеётся), я вообще не люблю спорт. Не могу сказать, что какие-то предметы «не пригодились», всё где-то понадобилось или понадобится, мы же вкладываем в себя эти знания. Хорошо, что на 1 и 2 курсе активно преподают историю. Концепция журналистики тебе даёт всего по чуть-чуть, у тебя есть гуманитарная база, и это круто.
− У тебя не было такого с журналистикой, что все, ты устала?
− Нет, просто в финале я поняла, что это не моё или, вернее сказать, может, я просто не нашла какую-то свою компанию, хотя и проходила стажировку в Питере, уезжала туда на месяц работать в журнал "Собака". Мне там очень нравилось, но я не готова была переезжать в Питер, потому что у меня в Москве друзья, родственники, и в принципе я люблю Москву. Я не нашла в Москве такой альтернативы, как там.
− Вообще где посоветуешь работать в сфере журналистики?
− Студентам я бы посоветовала все попробовать, и на радио сходить, и телек, и газеты, и интернет-издания, не зацикливаться на том, что модно. Ты можешь прийти с одним утверждением, например, что хочешь на телике работать, а придёшь на стажировку и поймёшь, что это вообще не твоё, и лучше понять это, когда ты на 2-3 курсе. Я попробовала все, кроме ТВ, потому что не было желания, хотя, может, и надо было рискнуть.
− Как ты находила свою практику, с помощью вуза или сама?
− Возможность стажироваться на «Бизнес ФМ» мне выпала благодаря вузу, а все остальные практики находила сама. Ищешь с запросом, что ты стажёр, что ты готов делать все что угодно, всегда находится такая работа, которую самим журналистам лень делать. Сталкивалась с тем, что людям в принципе все равно на стажеров, для них вечная головная боль, что надо что-то дать студентам. Ты сам пытаешься проявить активность, потому что, по сути, ты никому не нужен. Классно, когда попадаются ответственные руководители практики, и человеку есть, чем заняться, а не просто 6 часов смотреть сериалы.
− Есть ли у тебя какие-то советы для тех, кто собирается проходить практику?
− Попытаться познакомиться со всеми, кто там есть, налаживать контакты и связи, подходить и расспрашивать обо всем, что вам интересно. Нужно проявлять инициативу, потому что ты можешь просидеть 2 недели на практике, а с тобой все это время никто не будет здороваться, а это не самый лучший результат. Чтобы такого не было – знакомьтесь, берите всё в свои руки и дружитесь с теми, кто работает рядом.
Насиллоева Екатерина, Павлова Мария