Выбор между журналистикой и деньгами
Есть такие люди, которых ты встречаешь и наполняешься мотивацией и желанием развиваться. Лилия Галявиева – удивительная девушка, выпускница 2018 года, которая по максимуму старалась упросить себе жизнь, но при этом не останавливаться на достигнутом. Сегодня мы поговорим с Лилией о том, что она получила от университета и как попала на радиостанцию КоммерсантЪ FM.
- Почему ты решила пойти на журналистику?
- В 10 классе я поставила цель: закончить школу с золотой медалью, поэтому много времени посвящала учебе. Я так устала, что решила выбрать ту специальность, из-за которой я не буду слишком сильно напрягаться. Среди предметов, которые нужно сдавать для поступления на журналистику, были русский и литература – ими я владела лучше всего, и готовиться мне нужно было меньше.
- Почему РГГУ?
- Я писала олимпиаду то ли по русскому, то ли по литературе в РГГУ. Мне понравилась сама атмосфера: музеи, кругом скульптуры, запутанные лестницы, кое-где штукатурка сыпалась. Я подумала, что мне нравится это место, и решила, что подам документы. Ну кроме этого еще почитала интервью выпускников на сайте вуза, в целом что пишут в интернете, изучила преподавательский состав. Ну и отдельно привлекло, что в РГГУ было направление тележурналистики и студенты говорили, что будет много практики.
- Помимо учебы нужно и отдыхать. Чем ты увлекалась в свободное время?
- Я со школы играю в парламентские дебаты, и когда поступила в университет, стала смотреть, где это можно делать на базе вуза. Раньше в РГГУ был клуб дебатов, но к 2014-му он уже закрылся. В Москве тренировки проходили в МГУ, РЭУ и Вышке, и несколько раз в неделю я сбегала с последних пар и ехала играть в дебаты. Раз или два в месяц по выходным проводились турниры, в том числе выездные – благодаря ним я побывала в городах, куда вряд ли поехала бы просто так. Например, в Кирове. Сейчас я продолжаю играть в дебаты.
- Расскажи о своем интервью с выпускником.
- Мы с моей однокурсницей Лизой Стрельниковой искали выпускников журфака РГГУ во ВКонтакте, нашли какого-то парня, но он то ли не получил диплом, то ли уже давал интервью. В общем, он отказал и посоветовал написать Карине Якубовой. Мы списались и договорились встретиться в ее офисе – Наталья Яковлевна просила, чтобы по возможности мы брали интервью именно на рабочем месте выпускника. Как таковой список вопросов мы не готовили - у нас просто был тематический план, что именно мы хотим узнать.
- Расскажи о стажировке в рамках учебной практики.
- Самую первую обязательную практику я проходила на телеканале «360». Вместе со съемочной группой из оператора и корреспондента мы ездили по подмосковным городам и снимали новостные сюжеты: например, открытие какого-то памятника или больницы, истории, как человек стал жертвой мошенников. Как-то нас отправили в Совхоз им. Ленина, где Грудинин, тогда еще никакой не кандидат в президенты, на прощанье вручил нам два огромных ящика клубники. Из них какое-то количество перепало и мне. И было так приятно, что мне, стажерке, что-то досталось. А один раз меня как самостоятельного корреспондента вдвоем с оператором отправили в Волоколамск. Тогда на баланс города перевели мемориал героям-панфиловцам, и мне нужно было взять интервью у местного главы о том, что для них значит это событие. Я тогда очень гордилась, что мне доверили самой что-то сделать, а не просто помогать другому корру на съемках.
- Почему ты не осталась на телевидении?
- Я поняла, что мне нравится только образ телевидения, а сама работа там очень тяжелая. Ты постоянно на ногах. Тебе нужно встать ни свет ни заря, чтобы доехать до редакции, там собрать все необходимые материалы и команду, и только потом отправиться на съемки. Дорога может занимать два-три часа на машине только в один конец, уже на месте нужно сориентироваться, что именно снимать, найти всех нужных спикеров – по-хорошему, этим должны заниматься продюсеры, но они не всегда ответственно подходили к своим задачам. В общем, ты приезжаешь на место событий уже уставшим, несколько часов снимаешь, потом нужно вернуться в редакцию, написать закадровый текст, помочь с монтажом. Меня это не очень впечатлило.
- Как ты пришла на радиостанцию «КоммерсантЪ FM»?
- На втором курсе мне написала моя знакомая по дебатам и спросила, есть ли у меня знакомые старшекурсники, которые ищут работу. Я ответила, что есть, но я бы и сама хотела попробовать. Она уточнила, уверена ли я, что смогу совмещать учебу с работой – какие-то пары придется пропускать, плюс сессия. Я сказала, что это не проблема – и приоритет точно у работы. Речь шла о вакансии редактора сайта. Несколько недель я стажировалась, прошла несколько этапов отбора – и меня взяли. В мои обязанности входило расшифровывать интервью, писать подводки, подбирать заголовки и фотографии для материалов, отчасти – работа над соцсетями радиостанции. Спустя где-то год интернет-департамент почти полностью расформировали – и меня перевели в отдел, где нужно было готовить вечернюю программу. Весь день мы следили за новостями, по которым можно было достать какой-нибудь звук: запись интервью политика, чиновника, любого другого ньюсмейкера, лайф с места событий или что-то подобное. Из того, что нашли, мы вырезали самые яркие фрагменты, писали подводки и вставляли в эфир. Еще через несколько месяцев я перешла работать в продакшн: занималась редакционными и коммерческими спецпроектами, делала промо. И уже потом меня взяли редактором новостей.
- Можешь рассказать, как устроена работа на Коммерсантъ FM?
- Если говорить именно о подготовке новостных сюжетов, чем я сейчас занимаюсь, у нас четыре бригады редакторов, которые работают в разное время. В каждой где-то по 5-7 человек. Утренняя бригада работает с понедельника по пятницу. Они приходят на смену к 8 утра, уходят -- в 16. В день один редактор на радио делает в среднем 2 сюжета. Вечерняя бригада приходит после обеда и уходит до полуночи. Есть бригада прайма -- это ребята, которые задерживаются в редакции до глубокой ночи и делают материалы на утро. И последняя бригада – бригада выходного дня -- работает со среды по воскресенье. Как раз в ней я и работаю.
- Чем именно ты занимаешься?
- В субботу и воскресенье я работаю под эфир. В течение своей смены я мониторю инфоповоды, по которым и делаю новостные материалы. В среду, четверг и пятницу я готовлю сюжеты, которые ходят в эфире в выходные. Для каждого материала мне нужно записать небольшие интервью с ньюсмейкерами, участниками событий и экспертами – зависит от того, какая тема, -- потом я пишу текст и на выходе получается сюжет. В основном, на выходных мы занимаемся самыми важными темами недели – летом, например, делали много всего о митингах и выборах, сейчас следим за «московским делом», плюс всякие инфоповоды о принимаемых законах, событиях на международной арене и прочих вещах. То есть нам нужно не только следить за тем, что происходят прямо сейчас, но подводить итоги недели для слушателей, которые могли что-то пропустить в будни. И вторая наша задача – сделать так, чтобы им было не очень скучно ехать в машине, поэтому на выходных много развлекательных тем: на какие выставки или вечеринки сходить, какие фильмы посмотреть, какие сейчас в мире тренды, каких новых роботов изобрели.
- Как часто ты сталкиваешь с тем, что твоя работа не нравится вышестоящему редактору?
- Работа в редакции - это всегда работа с некоторым количеством контролеров. Нет такого, что ты что-то придумал, и это выйдет в том же виде: все нужно утверждать с шеф-редактором. Ну и периодически мы спорим о том, как стоит развернуть ту или иную тему, достаточно ли взвешенным получился материал, нет ли такого, что чья-то позиция из участников событий не представлена или искажена. Забавно, что я делала много серьезных сложных тем, но кардинально переделывать приходилось два материала: про выход новой части «Человека-паука» и премьеру «Мстители. Финал». Мне хотелось добавлять больше деталей, а шеф настаивал, что нас вообще-то слушают не фанаты комиксов, а люди, зачастую от этого далекие, и надо написать все максимально просто и понятно, но в то же время интересно и чтобы слушатели что-то полезное извлекли.
- Стремишься ли ты стать шеф-редактором?
- Наверное, нет, потому что мне больше нравится что-то узнавать, писать об этом, общаться с экспертами. У нас шеф-редакторами становятся люди, которые долго проработали обычными редакторами – лет по пять. Шеф-редактор – это человек, который умеет писать сюжеты таким образом, что к ним не придерешься. Его материалы можно было бы пустить в эфир вообще без правок. Благодаря этому он может качественно вычитывать и согласовывать сюжеты младших коллег. Чтобы претендовать на эту должность, нужно настолько набить руку, чтобы у человека, стоящего над тобой, не возникало вообще никаких вопросов.
- Возвращаясь к теме учебы, что ты можешь рассказать про защиту диплома?
- Защита диплома, на мой взгляд, сильно сложнее, чем госы. Если вы хоть сколько-нибудь вникаете в то, что рассказывают преподаватели на парах, и храните старые конспекты – проблем с госами точно не будет. А вот с дипломом сложнее, потому что это ваша работа, которая по сути субъективна. Главный совет тут: берите ту тему, которая вам нравится и в которой вы отлично разбираетесь. Тогда вы сможете быть уверены в своей работе и не будете бояться вопросов комиссии. Ну и лучше выбирать научного руководителя, с которым у вас хорошие отношения, и желательно не портить их: показать текст в первый раз за неделю до предзащиты, например, так себе стратегия, обещать скинуть материалы тогда-то и не сделать этого -- тоже. Если вы работаете в тандеме, тогда в случае спорной ситуации больше шансов, что преподаватель вас поддержит – потому что сможет аргументированно объяснить другим членам комиссии, что вы правда что-то полезное сделали. И еще очень важно посещать заседания, на которых проверяют, насколько систематически вы пишете свой диплом. Таких, вроде, три – я, правда, была только на одном, что во многом и предрешило мою оценку – могла быть пять, а вышла четверка.
- Что пригодилось тебе в дальнейшей работе? Выдели навыки и знания, которые дал тебе вуз.
- Самые полезные знания были по стилистике и русскому языку в целом. Мне казалось, что я и так в нем очень хороша, но этого все равно недостаточно, чтобы хорошо и главное – правильно писать. Очень серьезно надо относиться к предмету Техника речи, если планируете строить карьеру на радио или телевидении. Вам по сути бесплатно и в больших количествах дают то, за что после университета придется платить огромные деньги. Еще могу выделить предметы по истории журналистики -- без этих знаний в целом будет очень сложно работать в сфере, потому что вы просто не будете ориентироваться в повестке и в том, как устроен рынок.
- Любимый преподаватель?
- Александра Сергеевна Довлатова, до сих пор слежу за ней в фейсбуке. Она у нас вела много разных предметов, которые так или иначе касались истории журналистики и того, как работают СМИ. Не было такого, чтобы она просто что-то рассказывала и на семинаре давала контрольную. Мы смотрели какие-то фильмы, беседовали о том, что в сфере и в мире в целом происходит, писали много нетипичных эссе. Еще очень любила пары Александра Егоровича Чибисова: мы на них обычно обсуждали новости или читали свои тексты перед группой, и он давал советы, как можно сделать материал лучше, в какую сторону лучше работать над своим стилем. Было забавно: на одном из заседаний комиссии, где смотрели первую часть диплома, мою работу среди прочего раскритиковали за то, что я много страниц посвятила описанию статуса-кво и расшифровке терминов. На что я ответила: «Ну это же дефиниция, чтобы было понятно, как именно я те или иные сущности трактую». Чибисов посмотрел на меня и сказал: «Эта девушка знает слово дефиниция! Только за это можно поставить ей пять и отпустить!». Но так, конечно, не вышло, отправили переделывать.
- Советы начинающим журналистам:
- Как можно раньше погружаться в практику. Ну и понимать, что журналистика – не самая прибыльная история. С тем же уровнем образования и объемом знаний вы можете зарабатывать куда больше денег в других сферах. В какой-то момент вам придется делать выбор между журналистикой и деньгами. И чтобы понять, точно ли вы готовы жертвовать финансовой составляющей, надо пробовать себя в профессии как можно раньше – иначе можете ошибиться и потеряете время. Найдите в фейсбуке журналиста из любимого издания, напишите ему и попроситесь на стажировку – скорее всего, вам не откажут. Выпрашивайте как можно больше заданий, обращайтесь за тем, чтобы вам провели работу над ошибками. По-другому понять, точно ли это ваше, не выйдет.