ЖУРФАК — ЭТО СУДЬБА
Честно и откровенно рассказывает о журфаке РГГУ его выпускница 2017 года Мария Тагина. Ее воспоминания о преподавателях и однокурсниках, а также советы нынешним студентам.
Когда ты шла на журфак, было ли у тебя какое-то представление о будущей профессии, возможно, идеал, каким должен быть журналист?
Я очень долго выбирала, куда хочу пойти. Изначально думала ,что я дизайнер по природе. Но решила, что говорю лучше, чем рисую, и пошла на журфак. Не было такого, что я хотела мелькать на экранах телевизоров. Просто хотелось знакомиться и общаться с новыми людьми. Я шла именно в РГГУ, не знаю почему. Поступила на бюджет в другой университет, но мне пришлось обмануть маму, сказать, что я никуда не поступила. Мне до сих пор за это стыдно. Честно, не знаю почему я шла именно в РГГУ, просто сердце подсказало идти именно в этот университет.
Думала, что, работая по профессии, ты всегда будешь говорить людям правду, независимо от того, хорошая она или плохая?
Я всегда знала, что не пойду работать ни в политику, ни на федеральный канал, потому что меня больше увлекает создание развлекательного контента. Поэтому мне не были интересны темы, которые заставляли выбирать между правдой и ложью.
Задумывалась ли над какой-либо профессией, кроме журналиста и дизайнера?
Театральный. Во-первых, я понимала, что я не «говорящая голова», которую могут нарядить и сказать: «Читай текст». Я понимала, что это не моя история и надо искать другие способы, чтобы пробиться в этой профессии. Театральный, потому что я всегда была активной, хотелось куда-то направить свою энергию. Но родители были против театрального, и я выбрала журфак, о чем совершенно не жалею.
Расскажи о преподавателях, были ли какие-то любимые или же нелюбимые?
Марианна Петровна и Юрий Валентинович помогли мне поверить в себя, в свои силы, сумели подхватить мою волну. Благодаря им мы побеждали во всяких конкурсах и получали награды. Хорошо запомнился Юрий Геваргисович Бит-Юнан – преподаватель по литературе, который заставлял читать. Мы засыпали – читали, просыпались – читали… Постоянно читали! (смеется) Тут по-любому должна быть какая-то эмоция, потому что это стеб. Но теперь у меня есть хорошая база произведений художественной литературы. Орфоэпию у нас вела преподаватель, которая параллельно работала в театральном вузе, и зачеты мы сдавали там же. Это было очень страшно и сложно, но зато такой жизненный опыт помог избавится от стеснения. В целом все преподаватели хорошие и настоящие профессионалы.
Как ты думаешь, каких навыков не хватает выпускнику журфака РГГУ?
Несмотря на то, что я пиарю журфак РГГУ и считаю, что образование там действительно неплохое, выпускники выходят из университета с полным непониманием того, что делать. Николай Карлович Сванидзе в конце четвертого курса попросил поднять руки тех, кто хочет стать журналистом. Руки подняли три человека из шестидесяти. И тогда возник вопрос «почему». Никто не хотел идти по профессии. Это было странно. Я считаю, что не хватает навыков не в самом журфаке, а не хватает мотивации студентов. Очень важен опыт, без опыта ты никому не нужен. Нужна мотивация для того, чтобы все начали что-то делать, шевелиться.
Многие пошли работать по профессии из твоего выпуска?
Очень много тех, кто пошел в продакшн, в рекламные агентства, продюсерами во всякие глянцевые издания. Но по профессии, человек, может, пять. Я знаю, что одна девочка пошла на «РЕН-ТВ», на «России» кто-то и на «НТВ». Вот у нас одной девочке предложили стажировку в «Коммерсанте», она сразу пошла работать туда. К концу четвертого курса уже получала неплохие деньги. Но очень сложно совмещать работу и учебу: обычно ты полностью отдаешься либо учебе, либо работе. Хотя был пример и противоположный: еще одна моя однокурсница, Лиза Стрельникова, просто повергла меня в шок. Она была из Твери, училась в РГГУ и параллельно на заочке в тверском университете на экономиста. Все всегда сдавала на пять и как-то еще умудрялась совмещать это с личной жизнью и работой в «Коммерсанте», она успевала действительно все!
Есть ли какой-то толк в мастер-классах, которые проводят в РГГУ, черпала ли ты для себя какую-то полезную информацию из них?
Конечно. К нам, например, приходил главный редактор журнала «Glamour». Это было очень круто. Можно было подойти к нему и напрямую спросить, как устроиться к ним на работу. Даже дал практические советы. Огромный плюс в том, что такие люди приходят, – это контакты. Но надо быть бойким, чтобы эти самые контакты получить. Никто никогда тебе не скажет «нет». Они дают тебе возможность «вырваться в огромный мир», и это круто.
СТК – это большой плюс РГГУ?
Плюс СТК в том, что ты можешь понять, что у тебя получается лучше, что хуже: писать сценарии, быть в кадре, за кадром, умеешь ли ты говорить, или, может, ты хорошо монтируешь. Самое главное найти свою фишку. Также большой плюс СТК заключается в том, что твоя качественная работа поднимает тебя в глазах преподавателей в университете, многие тебя знают именно благодаря студенческому телеканалу. Ты учишься брать интервью, снимать, монтировать. Есть возможность взять интервью у разных интересных людей, это очень полезно. Ты понимаешь, как договариваться с администрацией кафе, чтобы разрешили снимать, где это можно делать, где нельзя, как постоять за себя в случае чего. Эти навыки очень помогают в будущем. Но как продукт это, конечно, далеко от идеала. Несмотря на то, что наши работы получили несколько наград, мне их стыдно кому-то показывать. (смеется)
Ты быстро определилась с работой после выпуска из университета? И по профессии ли ты работаешь?
Да, работу нашла быстро. Сейчас я работаю в рекламном агентстве, в отделе нативной рекламы, имею дело с текстами и различными информационными порталами. Могу сказать, что работу найти не очень сложно, если ты устроился куда-то в учебное время. Но если ты не устроился никуда, ты ищешь работу по сайтам. А там либо нужен стаж от одного до трех лет, либо первые три месяца ты проходишь стажировку бесплатно. Мне помогли знакомства, которые я приобрела за время учебы. В общем, либо ты настраиваешь себя на то, что весь этот путь проходишь с низов, либо идешь устраиваться не по профессии.
Если бы тебе сейчас предложили стопроцентное обучение в любом вузе, пошла бы опять в РГГУ?
Я пошла бы, только не в магистратуру. Я ни разу не пожалела, что отучилась именно в этом университете. Не стоит лить слезы, что ты не поступил, например, в МГУ. Работодателю абсолютно все равно, где ты учился. Если ты представляешь собой что-то, то все остальное никому не важно.
Не жалеешь ли ты, что пошла именно в рекламное агентство, а не на телевидение, к примеру?
Я просто нашла себя в этом, мне нравится что-то придумывать. Мне неважно быть в кадре, я люблю быть в тусовке, общаться с людьми: актерами, спортсменами, с кем угодно. И моя профессия позволяет мне это делать. И меня это нравится. У меня никогда не было идеи стать ведущей новостей, я не тот человек. Чтобы занимать такую должность, надо пройти трудный путь: ты должен поработать и редактором, и корреспондентом. Я понимала, что это не мой путь. Я нашла себя здесь.
Ну и напоследок, кто по твоему мнению, сейчас лучший журналист и кто худший?
Я не могу сказать, кто худший, кто лучший. У каждого поколения что-то свое. Сейчас такой некий отец для молодежи – это Юрий Дудь, у него вопросы каверзные. Но до тех пор, пока он не нашел свою фишку, он не стал тем, кем стал.
Я считаю, что, если ты нашел свое нишу, свою аудиторию и фишку, ты уже молодец. А если нет, то ты априори плох, каким бы умным и амбициозным ты ни был. Поэтому мне кажется, что сейчас я не назову тебе имен. Я просто скажу, что тот, кто нашел свой стиль, тот хорош. Даже любой текст, который ты пишешь, может ограничиваться рамками, которые ставит редакция. Но ты – это ты, и надо понимать, что у тебя должен быть свой стиль написания, съемки, монтажа, разговора. Понятно, что ты у кого-то учишься, но как только ты начинаешь что-то копировать, то все. Нет ничего нового, есть хорошо забытое старое, но надо это представить так, будто это новое. Мой совет всем: ты должен найти себя, должен найти свою индивидуальность и проявить ее во всех сферах своей деятельности.
Алёна Тарасова и Никита Кузовкин