«Журналистика - рутинное творчество»
Есть такие люди, которые вызывают только положительные эмоции, и наша собеседница оказалась как раз такой. Выпускница 2015 года Александра Сенькина рассказала, почему РГГУ крутой вуз, а также объяснила, как несмотря на обыденность, заниматься крутыми проектами.
Почему ты выбрала РГГУ?
Я выбирала между МГУ и РГГУ. Поступила и туда, и туда, но один хороший человек, которому я доверяла, сказал, что в РГГУ лучшие люди. Вообще, в современной журналистике важен твой круг знакомств. Из окружения рождаются проекты, деятельность, профессиональное будущее.
Не разочаровалась ли ты в выборе вуза?
Я очень люблю свой вуз и всех преподавателей. Некоторые преподаватели самородки, даже супергерои. Они дают пласт знаний по культуре, искусству и истории. В университете ты получаешь базовое образование, культурный бэкграунд, который потом можешь проецировать на последующую деятельность. РГГУ справляется с этой задачей на отлично. Иногда у меня были ощущения «зачем это надо», да и бывало возмущалась сильно по любому поводу. Сейчас понимаю, что университетский опыт помогает.
Что тебе запомнилось больше всего из студенческой жизни?
Самое запоминающееся – люди, которые там преподают. Много было веселых пар у Александры Сергеевны Довлатовой. Я считаю, что она вообще волшебный человек. Александра Сергеевна была моим научным руководителем на протяжении 4 лет. Как-то мы разыгрывали интервью Джона Леннона с репортерами. Мои одногруппники задавали мне вопросы, а я отвечала как Леннон – на английском. Это было очень весело, заставляло посмотреть на привычные вещи под другим углом.
Ты довольна теми навыками, которым тебя научили?
Журналистика – мастерство, требующее практики. Не могу сказать, что за время учебы я успела понять, как, к примеру, верстать журнал или записывать программу на радио. Но точно то, что я получила очень хорошие знания литературы, культуры, медиа в целом. Когда вам говорят делать то, чего вы никогда не делали, и не дают подробных инструкций, это верный подход, точно. За пределами университета уже не разберут ваши ошибки и не скажут, как надо. Сейчас просто делайте так, как можете. Пытайтесь что-то сделать. Рассматривайте это как игру.
Реально подрабатывать во время учебы?
Сейчас так много возможностей! Вы можете в любой паблик «ВКонтакте» за 2000-5000 в месяц писать что-нибудь. Я помню, что у меня желание работать появилось на втором курсе.
Был ли какой-то опыт в журналистике во время учебы?
Я делала проекты для Департамента культуры. Они организуют некоторые события, которые я освещала как корреспондент. Мы вместе с оператором по итогу мероприятия делали короткий ролик. С 3-го курса работала пиарщиком, занималась соцсетями. Все на самом деле взаимосвязано, и одно помогает другому. Еще я полгода поработала в картинной галерее современного искусства. Она небольшая, частная. Я делала все: от просто показа нашей текущей экспозиции до организационных моментов.
Сложно утроиться на работу после выпуска?
Мне кажется, за время моего обучения и выпуска много чего поменялось. Даже в плане журналистики. Ты сам можешь быть медиа и делать все, что угодно, и достаточно успешно это монетизировать. Смотря, каким журналистом ты хочешь быть, надо работать и развиваться в этом направлении. Очень могут помочь практики в этом плане. Где и с кем вы их проходите, какие знакомства там заводите – это самое важное.
Как ты попала на программу «Чудо техники» на НТВ?
Попала совершенно случайно, как это бывает. После университета я работала в модном магазине обуви, где сдружилась с коллегой. Общие интересы – кино, монтаж, литература – нас сблизили. И внезапно он уходит работать на телевидение, где и мне находится место. Несколько месяцев я работала в формате стажировки, без понятного будущего. Один раз мне дали сюжет, который потом вошел в эфир. Для меня это был какой-то ужас, потому что я ничего подобного ни разу не делала, не понимала, во что ввязываюсь, но мне все очень нравилось. Тема была кулеры для воды. Вот думаешь, что можно рассказать, да еще интересно, про такую банальную машину? И вот здесь меня научили, да и каждый день учат, что любую тему можно раскрыть, повертеть ее с разных сторон. Помню, как я со скрытой камерой пролезала в офисы, чтобы понять, насколько чистую воду из кулеров пьют сотрудники, в каком состоянии содержатся аппараты. После такого вдумчивого журналистского расследования меня взяли на работу. Мне кажется, что нужно не бояться прийти туда, где вам действительно нравится, показать, что вы хотите учиться и работать. И никогда не отказывать в любых просьбах, не обижаться, если сначала тебя не воспринимают всерьез. Любая работа, любой опыт, который тебе эти люди дают, очень ценен. Я очень рада своей работе и очень ее люблю.
Идут ли на контакт работодатели, когда ты студент и у тебя нет опыта?
Многие восприняли меня всерьез, многие верили в меня. Если ты себя проявишь, то тебя возьмут. Люди чувствуют, что у тебя есть потенциал, ты готов что-то делать и тебя можно научить. Все зависит от места и от людей, которые вас встречают. Это игра обоюдная. Вы приходите, и вас оценивают. Поэтому не расстраивайтесь, если вас не оценили в одном месте. Если вы чувствуете в себе потенциал и хотите что-то делать, то идите в другое место. И так, пока не найдете работу для себя.
Есть ли в журналистике цензура со стороны начальства?
Всегда есть внутреннее ощущение того, что можно и нельзя. Есть такое слово «формат». Этот формат диктует тебе некие границы твоей мысли. Это важно. И важно некое внутреннее ощущение. Ты же не будешь откровенную пошлость писать, если ты работаешь в научно-популярной программе. Условно говоря, цензура есть, но она больше внутренняя.
Надо ли стремиться на федеральные каналы?
Федеральные каналы – это особый вид журналистики. Всегда есть некий диктат. Есть интересные проекты на ТВ. Эти программы помогают раскрывать какие-то биографии, культурные события. Сергей Майоров – хороший пример. Потому что его речь, такая красивая и мелодичная, к тому же очень грамотная, и поэтому его приятно слушать.
Есть мнение, что лучшие журналисты – мужчины. Согласна ли ты с этим?
Это очень современный вопрос. Эта тема сейчас везде всплывает. Мне кажется, что у мужчин круче юмор. Если у тебя хороший юмор, интеллект и ты можешь делать остроумные вещи, то это привлекает аудиторию. Но это не значит, что женщины не могут быть сильными журналистами.
Говорят, что личная жизнь журналиста – это его работа. Так ли это?
Мне кажется, это животрепещущий вопрос для каждого человека в любой профессии. Если ты хочешь, то всегда найдешь время на любовь. И одно другому не помешает, а только укрепит чувства, потому что свой человек всегда поймет и подождет.
Кем ты хотела стать, кроме журналиста?
Все сложно было. Мне хотелось, чтобы у меня был какой-то музыкальный бизнес. У меня была мечта открыть свое архитектурное бюро.
Почему ты выбрала журналистику, а не PR?
Не знаю. Мне казалось, что журналистика – это хороший ответ моим желаниям в 11-м класса. Не было сразу такого четкого ответа, чего я хочу. Что-то было расплывчатое. Тяжело сразу понять, какой можно дать ответ на многочисленные вопросы, которые у тебя появляются в голове. Его просто нет.
Что сказать тем, кто хочет пойти в журналистику, но пока сомневается?
Наверное, задать вопрос «зачем?». На самом деле, очень сложно в юном возрасте это понять. Посмотрите биографии журналистов. Попробуйте представить себя в этой профессии, трезво оценить, что ты можешь и хочешь, что для тебя важно. Нужно понять, что журналистика – это профессия, которая очень тесно связана с успехом и удачей. Еще мне кажется, что очень важен психотип, потому что работа должна удовлетворять запросы в каком-то эмоциональном плане. Изучать журналистику очень полезно, даже если потом вы поймете, что это не ваше. Она дает такой базовый бэкграунд, который делает вас интересными людьми. Нужно через обучение лучше узнать себя. Ты работаешь, условно, над своей картиной, вне графика, без смены. Раздумываешь, каким получится это полотно, что ты хочешь, чтобы увидел зритель, как тебе самому интереснее осветить какую-либо тему. В этом и есть прелесть профессии – в том, что журналистика не отменяет творчества, даже если ты и погружаешься в рутину.
Власова Анастасия
Денисова Татьяна