Вверх, к звездам
Выпуск РГГУ 2018. Международная журналистика. «Я хочу уметь больше», - говорит Дарья Щекина. Она любознательна, целеустремленна и интересна. Всегда ли она такой была? Кто или что является источником ее вдохновения и сил двигаться только вверх, к звездам?
Почему ты решила поступить на журфак? Это была мечта детства?
На самом деле это совсем не было мечтой детства. Последние классы школы я училась в экономическом лицее при «Плешке». Когда я туда поступала, мне очень нравилась математика, это было то, чем я хотела заниматься. Но, уже учась в лицее, я поняла, что математика далеко не самый мой любимый предмет. Тогда я начала думать, что у меня хорошо получается и куда я могу поступить. Я поняла, что я очень хорошо знаю русский язык, у меня никогда не было с ним проблем: я много читаю, мне нравится писать сочинения. Ну и, соответственно, я поняла, что мой «набор» – это русский и литература, а с ним куда, если не на журфак. Я хорошо сдала ЕГЭ, у меня было две «сотки», по русскому и по литературе. Ну и я без проблем поступила на бюджет.
Как ты выбирала ВУЗ? По каким критериям?
Я подала документы в несколько вузов: в МГУ, в РГГУ, в лингвистический и в Университет печати. И везде я прошла на бюджет. Я выбрала РГГУ, потому что мой лучший друг учился в школе при РГГУ и очень много хорошего рассказывал про преподавателей и вообще про систему образования.
Какой совет ты можешь дать тем, кому в следующем году поступать в университет? Ты ведь тоже боялась сдачи ЕГЭ и переживала по поводу баллов.
- Да, конечно, я очень боялась. На самом деле совет очень простой и банальный: надо просто готовиться. Собственно, это единственный совет, который можно дать. В 11-м классе я круглосуточно сидела над тестами, сочинениями… Когда ты готов, мандраж уходит. Ты уже не боишься, что не сдашь, потому что если ты готовишься, ты уверен в своих силах и знаниях.
Кем тебя видели родители? Кто-то хочет, чтобы их дочь стала, например, врачом. Не было такого?
Нет, в моей семье нет. Давления никогда не было. Я была вольна сама выбирать, чем я хочу заниматься.
Расскажи немного о своей студенческой жизни. Были ведь ситуации, когда ты всю ночь не спала, приходила с красными глазами на зачет, засыпала на парах.
Я не скажу, что учеба была сложная. Конечно, в какие-то моменты приходилось действительно учить, очень напряженно учить. Но было достаточно посещать занятия, выполнять домашнее задание и все. Ничего сверх нормы не требовалось. Поэтому, мне кажется, все было очень комфортно. Да и вообще, честно говоря, у нас была очень «ботанская» группа. Почти все были бюджетниками и шли на красный диплом. У нас в группе больше чем у половины в итоге красный диплом.
Давай поговорим о стажировках. Много их было во время учебы?
Были практики, да, каждое лето. Но все свои практики я организовывала сама и никогда не ходила от университета, поэтому мне сложно сказать, как именно это проходит.
Какая самая любимая, самая запоминающаяся практика у тебя была?
Самая запоминающаяся, наверное, первая практика после первого курса. На первом курсе очень много общих предметов, и ты еще как-то мало погружен в эту сферу и не очень много о ней знаешь. Когда я пришла на свою первую практику, я проходила ее в «Ленте.ру» в международном отделе, конечно, я была шокирована. Когда я действительно погрузилась в эту журналистскую «кухню», меня все это очень удивило, столько всего было нового. Да, она запомнилась, наверное, больше всего.
Были ли у тебя какие-то иллюзии в отношении работы журналиста, и как они изменились с твоим приходом в это дело?
Да, конечно, есть стереотипы, навязанные массовой культурой. Во-первых, в этой сфере очень быстро происходят изменения в связи с технологическим развитием. Журналистика очень быстро меняется. И все эти стереотипы, во-первых, немного устарели, а, во-вторых, они же очень локальные. Они относятся к узкому журналистскому направлению. Тот же «Дьявол носит Prada» – это глянец. Далеко не все после журфака идут работать в глянец. И, допустим, глянец и интернет-СМИ – это две глобально разные вещи.
У тебя появилось много друзей за университетскую жизнь. Общаетесь ли вы сейчас?
Лично у меня осталось больше друзей со школы. У нас была достаточно дружная группа, но сейчас мы особо не общаемся. У меня есть подруга из группы, мы с ней очень часто видимся. А так нет. Я думаю, это зависит от коллектива.
Коллектив в школе и в университете, преподаватели, их отношение к своему делу - это все как-то отличалось? Ведь университет после школы –- это вообще другой мир.
Да, конечно, учитель в школе и преподаватель – это два разных понятия. Я думаю, что преподаватель в университете, во-первых, узкий специалист чаще всего. Во-вторых, он ведет свой курс и, возможно, не так погружается именно в условно детский коллектив. Потому что в школе учителя очень расположены к детям, очень много внимания им уделяют. Преподаватели в университете так не делают. Я считаю, что это абсолютно нормально, потому что в университете уже взрослые люди. Им не требуется такое пристальное внимание, как в школе.
Ты не боялась приходить в новый коллектив? Можешь ли ты вообще назвать себя общительным человеком?
Я относительно общительный человек, не скажу, что я заводила и лидер. Мне очень помогло, что я меняла школу и у меня уже был опыт смены коллектива, поэтому мне было проще. Мне сложно сказать, что было бы, если бы это был первый раз, когда я меняла коллектив. Не думаю, что произошло бы что-то кардинально другое.
Ты сейчас работаешь в информационном агентстве. Как ты вообще туда пришла? Чем ты там занимаешься?
Это далеко не первая моя работа. Вообще, в журналистику я пришла после первой практики в «Ленте.ру». После этого я у них внештатно написала свою первую большую статью.
О чем была эта статья?
О Швеции. Я училась на международном направлении в РГГУ, у нас был профиль «Скандинавия». Я предложила «Ленте» написать статью о Швеции, и ее опубликовали. Это было после первого курса. Потом я внештатно некоторое время писала за деньги большие статьи для РИА ФАН. Там у меня выходили статьи тоже по международной тематике. Были статьи про Италию, про Данию. Там я написала свой первый репортаж, даже два, по-моему. Потом я выиграла конкурс «Москвы-24» и тоже у них внештатно написала несколько статей.
В чем состоял конкурс? Расскажи поподробнее.
Там было несколько номинаций, и я выбрала ту, где нужно было прислать текстовый репортаж. Я прислала репортаж, который писала для РИА ФАН, и он выиграл. Меня взяли на стажировку, она была неоплачиваемой. Там я написала несколько статей. Тогда я взяла свое первое интервью. Поначалу, конечно, было жутковато, но закончилось все хорошо. На третьем курсе я устроилась на официальную работу на сайт телеканала «360». Я работала 7/7 по 12 часов. Плюс я училась, плюс я еще занималась репетиторством по русскому языку с подростками, 8-9 классы.
Один вопрос: КАК ты это делала?
Да, времени было катастрофически мало. Все вместе я совмещала месяца три. Потом я отказалось от репетиторства, потому что у меня уже не хватало ни на что времени. Нужно было писать диплом на четвертом курсе. Я уже выдохлась и уволилась. В RNS я пришла в этом августе. Я немного отдохнула после того, как закончила университет. Работаю мониторщиком и занимаюсь тем, что мониторю новостные ленты, сайты ведомств и так далее, ищу инфоповоды. Некоторые новости пишу сама, некоторые отдаю корреспондентам в разработку. В будущем, надеюсь, начну снова писать большие статьи, потому что это, конечно, серьезнее, чем писать новости, ну и мне это больше нравится.
Давай сейчас поговорим о дипломе. На какую тему ты его писала? И помогли ли тебе эти знания в жизни профессиональной, может, в личной?
Это очень сентиментальная история. Ладно, немного сентиментальная. Когда я еще училась в лицее, я как-то мало контактировала со СМИ, мало читала их, мало вообще следила за всем этим. Но в 16 лет я начала читать журнал Esquire. Я даже не помню, почему я его купила. Но первый выпуск, который я купила, мне очень понравился, и я продолжила покупать журнал дальше. И именно это было одной из причин, почему я пошла в журналистику. Потому что мне понравился конкретно этот журнал. Когда я уже училась в университете, мне нужно было выбрать тему для курсовой. И я решила, что единственное, про что мне интересно писать, – это Esquire, потому что на тот момент я читала его уже три года. Я до сих пор его читаю, у меня уже накопилась целая кипа этих журналов. К тому же мне очень нравился преподаватель, который у нас вел печатные СМИ – Александр Егорович Чибисов, я его люблю всей душой. Тогда я подумала, как хорошо все совпало. Собственно, я начала писать про Esquire, и диплом у меня был тоже про него. Какая же тема у меня была… «Специфика подходов к созданию контента для мужской аудитории в журналах Esquire (США) и Esquire (Россия)». На самом деле забавно, что я писала диплом про мужской глянец. При этом я начала свою карьеру в интернет-СМИ и до сих пор работаю в интернет-СМИ. То есть в реальной жизни мне пока знания про глянец не пригодились. Но я не исключаю, что, возможно, в будущем я буду работать в глянце, мне бы было очень интересно. Просто пока звезды не сошлись.
Придя в университет на первом курсе, кем ты видела себя через десять лет? И кем ты видишь себя через десять лет сейчас? Это представление как-то поменялось?
Да, поменялось, потому что на первом курсе я, наверное, никем себя не видела через десять лет. У меня таких мыслей вообще, кажется, не было. Я только пришла в университет, жила здесь и сейчас и вообще как-то не загадывала. Мне просто было интересно, что вообще из этой учебы получится и как все будет складываться. Но сейчас, после того, как я закончила университет, после того, как я уже много где поработала, я на 99% уверена, что я буду дальше работать в этой сфере, потому что она мне очень нравится. Мне действительно нравится то, чем я занимаюсь. Мне кажется, мало кто может этим похвастаться. Насчет карьеры мне сложно что-то предсказать, конечно, я не хочу стоять на месте. Я хочу уметь больше, брать на себя больше ответственности.
Расскажи, как проходит обычный день мониторщика.
Я работаю по сменам 5/2. У меня есть смена утренняя, дневная, вечерняя. Самая ранняя смена начинается в 8:00, самая поздняя заканчивается в 22:00. Мы чередуемся с коллегами. Я прихожу на работу, начинаю смотреть, что в мире произошло, потому что вне работы я вообще не читаю новости. От этого очень сильно устаешь. Я выхожу с работы, и у меня память моментально стирается, я вообще не помню, что делала в этот день. Потому что иначе от такого количества информации голова может взорваться. Я прихожу на работу и смотрю, что произошло, что сейчас в топах, самые важные инфоповоды. Начинаю с корреспондентами общаться: что они уже сделали, что у них в разработке, что они будут делать. Отписываю новости какие-то общие, например, из топа Яндекса, этим тоже занимаются мониторщики. Так проходит мой день. Работа довольно рутинная, но мне это нравится. Я в принципе люблю работу однообразную. Я бы не хотела работать корреспондентом, ездить по мероприятиям и так далее. Это мне не очень интересно. Я очень «офисный» человек, мне комфортно за компьютером. Может показаться, что это скучно, но это зависит от темперамента.
Ты говорила, что училась на международке, учила другой язык. Ты вообще любишь путешествовать? Хотела бы поехать в какую-нибудь командировку?
Да, я люблю путешествовать. Особенно часто это стала делать после того, как начала работать – появились средства. Но я смотрю на корреспондентов, которые ездят в командировки, и у них там вообще нет свободного времени. Ты бегаешь за спикерами, отрабатываешь мероприятия и улетаешь обратно. Поэтому плюсов вообще в этом никаких нет. Мне нравятся туристические поездки.
Ты смотришь YouTube?
На самом деле мало, очень мало. Признаюсь честно, я только недавно посмотрела Дудя. Все так много о нем говорят, а у меня все руки не доходили. Я посмотрела, и мне совершенно не понравилось.
С каким гостем ты его смотрела?
Я смотрела с Русланом Белым, а потом с Венедиктовым. С Венедиктовым получше, но мне просто не нравится его манера общения.
Кто вообще из журналистов тебе нравится?
Сложно сказать. Конечно, сейчас много фигур известных в журналистском мире. Но я не скажу, что есть человек, на которого я бы стала равняться. Мне очень нравится Познер. Мне кажется, что он фантастический интервьюер и фантастический журналист.
Что является источником твоего вдохновения?
Глобально или в журналистике?
Давай для начала в журналистике.
В журналистике каких-то кумиров у меня нет. Но зато мне всегда везло на рабочие коллективы. Бывает, что попадаются такие люди, с которыми тяжело работать в коллективе. Но на «360» у меня был потрясающий коллектив. Очень многие были суперзаинтересованы в своей работе, очень многие реально подавали мне пример, и я росла благодаря им. И сейчас в RNS у меня очень хороший коллектив, особенно в моем отделе, с ними я общаюсь больше всего. Поэтому коллектив – это та сила, которая толкает меня вперед.
Хорошо, а теперь глобально.
Такой вопрос, на него всегда трудно ответить… Наверное, это будет банальный ответ, но из первого, что мне приходит в голову – это, конечно, семья. Семья действительно очень вдохновляет. У меня очень сплоченная семья, мы все друг друга поддерживаем. И вообще, семья всегда будет самым главным в жизни человека.
Букурова Анастасия