Кира Неверова: «Даже жаль, что это всего лишь 2 года»
На факультет журналистики РГГУ Кира пришла в 2013 году с красным дипломом бакалавра Московской школы экономики МГУ. Так что ей было с чем сравнивать. О трудностях смены направления профессиональной подготовки, о том, как лекции преподавателей РГГУ переворачивают сознание и куда пойти работать с дипломом журналиста, Кира рассказывает в своем интервью.
- Ты окончила бакалавриат Московской школы экономики МГУ. Почему не продолжила и дальше изучать экономику, а пошла получать степень магистра на журфак РГГУ?
- Потому что поняла, что экономика – это совершенно не мое, и я спасу экономику нашей страны, если я в ней не появлюсь. Поэтому решила координально поменять направление с математического на гуманитарное. Мне всегда была интересна журналистика, так что решила попробовать.
- Что дал тебе журфак? Какое самое яркое воспоминание осталось у тебя за 2 года учебы в РГГУ?
- Нет какого-то одного яркого воспоминания, все 2 года в РГГУ - одна большая яркость! Я невероятно краснела перед девчатами, которые окончили бакалавриат по журналистике, потому что я была как бы извне. Поначалу боялась говорить на лекциях и многое старалась «нагнать». Но меня каждый раз «пронзало током» во время лекций: не могла поверить в то, что я учусь и получаю невероятный кайф (смеется)! Я все время была на подъёме, во вдохновении: мысли текли рекой. Самое главное - РГГУ даёт толчок к размышлению, «заводит» тебя, заставляет думать и, что немаловажно, принуждает к правильному формулированию мыслей. В РГГУ чувствуется совершенно неповторимая и прекрасная настоящая атмосфера студенчества. Вот как должны себя чувствовать студенты, вот так они и чувствуют себя в РГГУ. Мне это безумно понравилось, и я благодарна за это! Настолько мне эти 2 года были в удовольствие, даже жаль, что это всего лишь 2 года…
У нас преподаватели были просто божественны! Я восхищаюсь до сих пор! Может, это совпало с тем, что то, что я слушала на лекциях, мне нравилось. Когда училась в МГУ, я что-то слушала и не то, чтобы не впитывала… Впитывала, конечно, что-то, я же уши не закрывала. Просто в РГГУ я с таким удовольствием все это слушала и каждый раз пыталась все внять, уложить в голове. Когда преподаватели кафедры литературной критики Михаил Павлович Одесский, Оксана Ивановна Киянская читали нам лекции… Эти яркие впечатления связаны с тем, что ты вот слушаешь и понимаешь, как же все это интересно! Тот же «Евгений Онегин». Ты читал его в школе: пришел, написал сочинение, отчитался и до свидания. А тут тебе Михаил Павлович читает «Евгения Онегина» и объясняет, что на самом деле Пушкин имел в виду вот это, потому что такое-то слово означало в те времена вот это. И у тебя просто земля вверх дном переворачивается, потому что даже не понимаешь, какой красоты это произведение! Ты по-другому начинаешь читать… Кстати говоря, с РГГУ я начала читать (в сторону). Ужасно стыдно это говорить. Для меня просто всегда было это скучным. Я очень подвижный человек, и сидеть с книжкой - это было что-то из ряда вон выходящее. А тут, когда тебе просто рассказывают, когда тебе объясняют… свою точку зрения рассказывают, рассказывают, почему это написано, при каких обстоятельствах это написано. Настолько ты влюбляешься во всю нашу русскую литературу! В общем, у меня эмоции остались после этого только положительные.
Еще чему меня научил РГГУ, особенно на лекциях преподавателя кафедры литературной критики Давида Марковича Фельдмана - это не стесняться высказывать свое мнение. Это очень важно, поскольку у нас вообще в системе образования все жутко стесняются, все сидят замкнутые. А иногда у кого-то рождаются прекрасные мысли. Даже пусть это будут дурацкие мысли, но пусть они выскажут их, и тогда у рядом сидящего человека на эту мысль возникнет другая какая-то ассоциация, и она будет прекрасна. Фельдман в этом плане тебя как-то раскрепощает и даже подталкивает на какой-то спор. И я так про каждого преподавателя могу бесконечно говорить!
- Каким проектом, в котором ты принимала участие в университете или уже во время работы, гордишься больше всего?
- Гордюсь, не горжусь, а гордюсь я (смеется), наверное, своей магистерской работой, которую мы смогли все-таки сделать с Евгенией Наумовной Басовской, преподавателем кафедры медиаречи. Откровенно говоря, меня всегда привлекала телевизионная журналистика, и до сих пор она меня привлекает. И я все же грежу в своих мечтах и снах (смеется), чтобы как-нибудь меня свели пути с ней. Поэтому я хотела писать о чем-то, что связано с телевидением. Мой самый любимый жанр в журналистике – это интервью. И в итоге, совмещая все эти мои желания, мы пришли с Евгенией Наумовной к тому, что было бы неплохо и интересно просмотреть на стилистические особенности портретного интервью на примере нескольких передач. То есть ты берешь несколько передач и анализируешь их язык. У меня было три передачи. Мы брали прямо по отрезку времени: 80-е, 90-е и 2000-е (тема магистерской работы Киры: «Стилистика телевизионного портретного интервью (на материале программ "Телевизионное знакомство", "Герой дня без галстука", "Временно доступен") – прим. автора). Вот ты и просматриваешь эти три передачи, и анализируешь, как изменялся язык, какие новые появлялись слова, жаргон. Я первый раз писала с таким воодушевлением!
Евгения Бардукова