«Я сделал правильный выбор»
Продолжая традицию интервью с выпускниками факультета журналистики РГГУ, мы встретились с Ильей Костарновым, выпускником 2014-ого года, и попытались расписать его яркий и необычный журналистский путь в рамках обычной временной координаты, чтобы в результате получить лишь краткий, но все же многоаспектный его обзор.
- Почему ваш выбор пал на журналистику?
- Еще до поступления на журфак я ассоциировал себя с журналистом. Уже в девятом классе у меня был опыт работы на одном спортивном сайте. И меня так захватила эта деятельность - пропускать через себя какое-то событие и затем высказывать свой предварительно взвешенный взгляд на него - что в девятом классе я пошел на подготовительные курсы МИТРО. Там я получил более ясное представление о самой профессии журналиста, и потом уже все шло, как по накатанной. Было бы странно тогда не выбрать журналистику. Я понял, что могу реализовать себя в этой профессии.
- Какие стереотипы, мнения относительно профессии журналистики существовали в молодежных кругах к моменту вашего выпуска из школы?
- Пожалуй, представление о простоте, легкости в профессии. После окончания первого курса стало понятно, что в журналистике надо много и усердно работать, если не «пахать»; что в кадр тебя никто сразу сажать не будет; что журналистика - это действительно тернистый путь, если твоя цель - достигнуть на нем определенного веса и стать личностью. Поэтому некоторые ребята уходили с журфака или после 5 лет обучения на факультете кардинально меняли область деятельности.
- Как получилось, что вы стали студентом именно факультета журналистики РГГУ?
- Выбор непосредственно вуза шел между журфаками РГГУ и МГУ, потому что с направлением тогда уже было все окончательно решено. В любом случае, я хотел получить качественное классическое гуманитарное образование. В итоге оказался в стенах РГГУ, о чем ни капли не жалею.
- Какие направления подготовки в период вашего обучения были на факультете и каковы были причины вашего выбора одного из них?
- Сначала был общий поток до курса третьего. На четвертом - пятом курсах было распределение по кафедрам. Я был на «массмедиа» и на этом направлении до конца и остался, потому что в этой сфере себя видел. На этой же кафедре я писал дипломную работу. На ней были как раз те преподаватели, которые, как я считал, могли мне тогда дать тот самый инструментарий для будущей профессиональной деятельности, в котором я нуждался. Было много практики, и меня действительно очень многому обучили.
- Какие моменты из жизни в студенческом коллективе вуза запомнились вам ярче всего?
- Безусловно, сессии, экзамены и зачеты, а также бессонные ночи, потраченные на активную подготовку к ним. И, естественно, самая распространенная студенческая болезнь: когда у тебя есть целых полгода на подготовку, а ты начинаешь готовиться в самые последние дни, а то и ночь. Все эти моменты сильно сплачивали наш студенческий коллектив. У меня была группа друзей, с которыми мы вместе садились и готовились ко всем этим сессионным вещам тесной кампанией — у меня или у кого-либо из друзей дома: чертили вместе раскадровки, задавали друг другу вопросы, которые могли попасться на экзамене. Эти моменты и запомнились ярче всего. А вот опыта веселой студенческой жизни в общежитии у меня не было, но я иногда заглядывал к тем из друзей, кто там жил во время учебы.
- Скажите, какие из ваших ожиданий относительно студенческой жизни в итоге оправдались, а какие нет?
- Попробую прокрутить все пять лет обучения на журфаке (улыбается). Точно не реализовался очень изъезженный стереотип про загулы, вечеринки без передышек. Об этом я точно не жалею. А вот оправдались мои опасения по поводу того, что во время сессий у меня определенно будут возникать трудности. Но я их с честью выдержал - не без проблем, не без пересдач и даже не без пересдач с комиссией, конечно. Все-таки привычку делать все в последний момент трудно сразу взять и побороть. Но со второго курса тут были и другие причины - я появлялся в университете два-три раза в неделю максимум, потому что работал уже по профессии. Мне часто предлагали оставаться на тех местах, где я проходил практику, и я не отказывался. Сначала остался работать в университетском издании, потом в газете «Трибуна», а потом и на ВГТРК.
- Окна между парами в РГГУ. Какие у вас возникают ассоциации?
- Время, которое определенно играло определяющую роль в создании атмосферы студенческой жизни. Где мы только не успевали побывать с однокурсниками за эти полтора - три часа окон: и СТК, и столовая, и даже в местах, очень удаленных от стен университета. Вообще уже с октября после начала обучения на первом курсе мы разделились по кампаниям. С моей кампанией осенью, если были окна, мы часто ходили в «Олимпийский», играли в футбол, в кино успевали иногда сходить с Олей Армяковой, Колей Новгородским. В общем, от окон остались только самые теплые воспоминания.
- Как вы считаете, какие наиболее важные инструменты для дальнейшей профессиональной деятельности дала вам учеба в РГГУ? Благодаря чему или кому это произошло?
- Я получил настоящее каноническое гуманитарное образование, то есть определенную базу, без которой журналист никогда не сможет чувствовать себя уверенно в своей профессии. Поэтому даже если человек пришел на журфак РГГУ и понял, что эта сфера деятельности совсем не его, я ему очень советую остаться до конца и получить этот качественный багаж гуманитарных знаний, который, на самом деле, не будет лишним ни в одной из профессий. Всегда вспоминаю Наталию Яковлевну Макарову как проводника в течение тех пяти лет обучения на журфаке РГГУ, как человека, который дал мне понимание профессии, который помог мне определиться. У меня было с ней проведено очень много неформальных бесед по этому поводу, когда она еще не была деканом факультета журналистики. Кратко скажу: Наталия Яковлевна заставила меня взять себя в руки и начать работать над собой, образовываться, преодолевать все то раздолбайство, с которым я пришел на первый курс обучения. И за это ей огромное человеческое спасибо.
- Назовите три самые сложные вещи (дела), которые вам довелось совершить в процессе учебы на факультете.
- Первое - это написать диплом. С этим у меня приключилась целая эпопея, потому что я защищал дипломную работу не в потоке своих однокурсников. Как раз на момент сдачи диплома пришелся самый напряженный и загруженный период моей работы в качестве редактора на телевидении: тогда начиналась вся эта неразбериха с Украиной, а я как раз отвечал за украинское направление, для освещения которого у меня был целый штат сотрудников по отбору и анализу информации с юго-востока Украины. Естественно, координировать весь этот штат было довольно муторно и затратно по времени, усилиям. Понятно, что я чисто физически не мог написать диплом, поэтому мне пришлось поговорить с Наталией Яковлевной, объяснить ситуацию. Она вошла в мое положение, отнеслась лояльно к моим вынужденным прогулам. Все-таки я не просто так не появлялся, а набирался опыта и тех знаний, благодаря которым и держится журналист на плаву, которые только таким путем и можно в реальности получить. Мне пошли навстречу, и я сдавал диплом с заочниками осенью этого же года.
Сложность возникла на втором году обучения, когда я получил перелом руки во время игры за сборную по футболу РГГУ и фактически выпал из процесса обучения на 3-4 месяца. Сессию опять же пришлось сдавать не со своим курсом. Я сдавал все предметы непосредственно отдельно каждому преподавателю. Психологически было нелегко.
Третья сложность мне как-то особенно врезалась в память. Это был первый семинар по античной журналистике на первом году обучения. Моему курсу попался очень жесткий, требовательный семинарист, который заставил нас выучить какое-то невероятное количество фамилий античных правителей и не без дат их правлений, разумеется. Этот ад до сих пор вспоминаю не без содрогания.
- Что и как оказало наибольшее влияние на развитие вашей личности - школьная или студенческая пора?
- Конечно же, студенческая. Думаю, что период моего обучения на факультете журналистики РГГУ можно назвать переломным моментом в моей жизни, ключевым этапом становления меня как личности. Я бы даже разбил свою жизнь на период до и после пребывания в вузе. Я счастлив, что этот момент пришелся как раз на период моего обучения на факультете.
- Сейчас, когда вы говорите окружающим, что вы выпускник РГГУ, какие чувства у вас возникают?
- Думаю, что гордость. Особенно, когда среди своих коллег на работе я часто встречаю выпускников РГГУ. И не только с факультета журналистики. Очень приятно видеть, что большинство из них после обучения в вузе находят себя по жизни, не теряются, что у них не возникает растерянности по поводу конечной цели своего обучения в РГГУ или сожаления об этом обучении. Как правило, все, кто выходит из стен РГГУ, уже четко понимают то, чего они хотят от этой жизни. А если есть мотивированность - будет и успех.
- Скажите, как вы и ваши бывшие однокурсники поддерживаете связь после выпуска?
- К сожалению, мне удается поддерживать связь только теми из выпускников, которые остались в профессии. Все, кто общается, - те на ВГТРК и работают в одном здании, на 5-ой улице Ямского поля. Там и встречаемся. С Ирой Журавлевой, Олей Армяковой, Яной Макаровой. Конечно, очень бы хотелось пообщаться и с другими, но просто физически не получается из-за дефицита времени.
- Расскажите, пожалуйста, немного о том, чем вы занимаетесь в настоящее время в плане профессиональной деятельности?
Сейчас занимаюсь проектом на канале «Россия-24» вместе с коллегой.
- Илья, скажите, если сопоставить ваше восприятие журналистики в школьные, студенческие и теперешние годы, какой вывод вы можете сделать? Что изменилось и что осталось прежним?
- В школьные годы, а точнее в последние два из них, я пребывал в полной уверенности, что буду заниматься исключительно спортивной журналистикой. Даже на первой лекции с Н.К. Сванидзе я ответил именно это на его вопрос о том, кем я себя вижу в журналистике вообще. Я ставил себе определенные рамки, мыслил очень узконаправленно. Впоследствии жизнь, безусловно, развела передо мной все выстроенные границы. После окончания вуза каких-либо рамок вообще не было. Стать спортивным, политическим, социальным журналистом - столько открывалось возможностей и путей. Я понимал, что могу себя реализовать в любом из направлений. С началом полноценной работы у меня наконец-то появилась возможность посмотреть на журналистику изнутри и понять, что она является тонкой наукой.
- Окунемся в «прекрасное далеко»: как вы думаете, что будет представлять из себя журналистика к 2100-ому году?
- Сейчас уже даже за федеральным телевидением наблюдается тенденция ухода в интернет. Телевидение же навязывает людям определенную точку зрения - даже в плане структуры программ это можно очень четко проследить. Чисто психологический прием. В интернете же ты сам волен выбирать, что, в какой последовательности, на какую тему тебе смотреть. Мне кажется, что именно к этому формату и будет стремиться журналистика до 2100-ого года. Будет происходить еще более широкомасштабная конвергенция в СМИ, чем сейчас. Газеты в печатном виде уже сейчас явно становятся рудиментами, отодвигаются на границы медиапространства. По одному клику люди могут купить себе выпуски в интернете. Будущее поколение уже точно не поймет, в чем кайф прочтения свежеотпечатанной газеты, книги, журнала. Запах типографской краски и бумаги за последующие десятилетия улетучится очень быстро. Журналистика с ее контентом упакуется в гаджеты - это ее неизбежное будущее. Но параллельно журналистика будет все более и более продвигаться в массы. Будет у человека мнение, будет гаджет - будет и публикация в блоге, статья, комментарий. Но у этого мнения будет как никогда больше шансов на публичную оценку и получение обратной связи, что невозможно через самые современные телеэкраны. Таков вектор в будущее у современной журналистики, какой я ее вижу и понимаю.
- Чем ты любишь заниматься помимо профессии?
Футбол в разных его ипостасях. Для меня это очень действенный способ сбросить все накопившееся напряжение за неделю. Часто просто смотрю футбол, чтобы отвлечься.
Копёнкина Татьяна
Щиковская Ксения