О журналистике, музыке и кумирах или 9 лет в РГГУ
«Я приехала к вам на такси, спешила очень, чтобы вас не подвести» - с этой фразы началось наше знакомство с ответственным человеком, интересной и милой собеседницей Анной Гутниковой.
- Что для тебя журналистика: наука или ремесло? Можно ли этому вообще научиться?
- Конечно, и наука, и ремесло. Для того, чтобы стать хорошим журналистом, нужно иметь призвание к этому. Но учиться нужно. Изначально должен быть какой-то талант к гуманитарным наукам, интерес к письму, к общению, ты должен быть коммуникабельным. Я считаю, что именно этому можно научиться.
-Университет помог тебе в этом?
-Да, университет, ну и школа, потому что я училась в лицее при РГГУ 4 года до поступления. Я уже девятый год здесь.
- В лицее вас готовили к поступлению?
- Нас не готовили непосредственно к РГГУ, но мы настолько влюбились в лицей, что выбрали для себя этот вуз.
-А куда ты подавала документы помимо РГГУ?
- Больше всего хотела сюда, конечно. Сюда я пробовала попасть на три факультета: журналистика, филология и культурология. Еще подавала в МГУ, МГЛУ, РУДН и МГУП.
- Сейчас ты обучаешься в магистратуре. Ты выбрала программу журфака или другую специализацию?
- Я осталась на журфаке. У нас два направления: «Международная журналистика» и «Современная медиапублицистика».
- Ты как считаешь, сложнее абитуриенту магистратуры или абитуриенту бакалавриата?
-Абитуриенту бакалавриата, ведь нужно сдавать ЕГЭ.
- На какой кафедре ты писала дипломную работу?
- На кафедре литературной критики.
-А почему именно эту кафедру выбрала?
- Из-за преподавателя. На втором курсе у нас была Киянская Оксана Ивановна. Она и стала моим научным руководителем. Оксана Ивановна еще в лицее преподавала у нас литературу. Она и предложила тему моей дипломной работы про Каткова. Тема называется: «Публицистическая деятельность М. Каткова в период 1843 — 1856 гг».
- Говорят, тяжело в учении - легко в бою. Это про журналистику?
- С одной стороны, легче учеба — если ты допустишь ошибку, ты пойдешь на пересдачу, что-то не сдашь - подставишь только самого себя. Если ты ошибешься на работе, ты подставишь своего начальника и весь свой отдел. Это намного хуже, потому что страшно то, что ты подставил не себя, а очень хороших людей. Вот в этом легче учеба. А так... Работа проще в том плане, что нет домашнего задания (смеется). Пришел, отработал и иди домой отдыхать.
- Расскажи, как ты реализовала себя после окончания бакалавриата?
- Я работаю на «Маяке» и «Вести FM». Это две разные станции, но у нас отдел выпуска на обе станции работает.
- А ты пишешь новости?
- Наш отдел (отдел выпуска) подготавливают эфир для режиссеров, а режиссеры подготавливают его для слушателей. Мы ставим в компьютерную программу рекламу, пиары, анонсы, промо и рубрики. Затем прослушиваем, чтобы не было брака. Если все хорошо, то пускаем в эфир. Моя должность- выпускающий редактор.
-Как ты оказалась на «Маяке»?
- Я пошла туда на практику летом, после 3 курса. Практика закончилась, подписали все документы, и я ушла. А в ноябре мне позвонили, сказали, что там освободилось место и предложили попробовать. Я, конечно, была очень рада, потому что за лето я влюбилась в коллектив. Там потрясающие люди работают.
- Как на 4 курсе подготовку к государственным экзаменам и диплому ты успевала совмещать с работой?
- Я работала не каждый день, а посменно. Допустим, на этой неделе я работаю сначала в день, а сегодня - в ночь. Пока учусь магистратуре, я работаю три дня в неделю.
- Ты можешь рассказать про какие-нибудь интересные случаи, которые происходили во время практики?
- После 1 курса я проходила практику в газете «Союзное вече» под редакцией нашего преподавателя Землянских Татьяны Николаевны. У нас были кураторы-журналисты. Мой куратор Алена три раза посылала меня в Останкино, так как там находился их отдел редакции. Она давала мне задание, а сама уходила и ближе к вечеру возвращалась, проверяла то, что я сделала. Сначала было непривычно, потому что она меня оставляла с людьми, работающими в этом отделе, их было человека три-четыре , они казались мне такими крутыми. В один из дней главный продюсер начал задавать мне всякие вопросы.
Было страшно, но потом я влилась в разговор. Он спрашивал: «Какой любимый персонаж в этой книге?» и, если я на секунду задумывалась, он говорил: «Сейчас ты соврешь». Я отговаривалась, говорила, что давно читала книгу, пыталась вспомнить персонажей, а он все равно утверждал, что, когда говоришь правду, отвечаешь сразу. На протяжении всего разговора я думала: «Он, наверное, считает меня дурой. Он точно считает меня дурой. Кто я? Мне 18 лет, а он уже такой опытный», но в итоге, когда он закончил беседу, оказалось, что ему было очень приятно со мной познакомиться и поговорить. Вот этот момент запомнился.
- А твой первый запоминающийся опыт тоже был во время этой практики?
-Да. В последний день Алена сняла репортаж про то, что военным не дают обещанное жилье, и сама ездила в военный городок. Я должна была сделать расшифровку репортажа и каждое слово записать. Было достаточно сложно, потому что брали интервью у некоторых людей, допустим, южной национальности и было мало что слышно, они нечетко говорили по-русски, приходилось проматывать. Так вот, в самый последний день надо было озвучить текст за кадром. И мне предложили попробовать. Я никогда этого не делала, поэтому испугалась. Было это так: стою, надеваю эти наушники огромные и в микрофон зачитываю все. Когда звукорежиссеру что-то не нравилось, он останавливал и говорил: «Еще раз перечитай это слово», «еще раз это предложение». А затем, когда я уже вышла, выдохнула, он ко мне подошел и говорит: «Ты справилась лучше, чем я думал». Комплимент это был или нет – до сих пор задаюсь вопросом.
- Помнишь первый опубликованный материал?
- Я помню, что они были опубликованы в «Журнальчике» РГГУ.
- А кумиры у тебя есть в журналистике?
- Конечно. Владимир Познер и Николай Карлович Сванидзе. Также я уважаю всех военных журналистов, тех, кто жертвует своей жизнью ради слова – Игорь Корнелюк, Антон Волошин. Еще для меня герой — Анна Политковская, которая, несмотря ни на что ездила во время военных действий в Чечню, в Беслан, помогала людям после Норд-оста. Я в последнее время начала активно изучать ее деятельность. Вот уже посмотрела пару фильмов про нее и еще дома лежит ее книга на английском языке.
- Ты сама бы смогла работать военным журналистом?
- Я никогда не хотела бы работать в зоне военных конфликтов — это, во-первых, а во-вторых, не смогла бы приезжать на места таких происшествий, потому что я очень эмоциональная, сама разревусь и ничего толкового из этого не выйдет. Журналист должен быть таким же, как врач, быть железным человеком, забыть и выкинуть свои эмоции и резать, думать только об операции. В таких ситуациях нужно быть камнем, несмотря на то, что мы люди. Это очень тяжело.
- А что твое? Может, ты сразу себя видела телеведущей?
- Сначала я думала, что буду работать в печатных СМИ, а в телевизоре себя как-то не видела, хотя многие хотели туда попасть. Слава, популярность… Но я не очень себе нравлюсь в кадре. Мне больше нравилось писать всякие заметки. Хотя сейчас посвящаю время стихосложению.
- А еще хобби есть какие-то?
- О да, конечно. Музыка. Без музыки вообще своей жизни не вижу. Все время слушаю, пою и записываю себя дома на диктофон, чаще удаляю, но нестрашно. До журналистики, в детстве, хотела быть певицей, но мне сразу объяснили, что это несерьезно, что нужна нормальная профессия. Я даже до сих пор свою рок-группу хочу создать, еще хочу на гитаре научиться играть.
- В музыкальном издании хотела бы работать?
- Наверное, да. Родители всегда знали, что я не люблю политику, что мне не нравится ничего в экономике… И что тогда остается? Культура, литература, искусство, музыка. Это, конечно, самое близкое для меня.
- На какие важные моменты ты посоветуешь обратить внимание первокурсникам?
- Если кратко, то первое — не пропускать занятия, особенно которые нравятся вам. Если что-то делать, то отдаваться этому полностью и, если вы в итоге действительно будете журналистами, то, конечно, чтобы вы старались добиваться объективности, не обманывать, не пропагандировать. Желаю, чтобы журналистика приносила радость, ведь это ваше любимое дело.
Сучкова Мария
Прытова Екатерина