«Как важно быть серьезным». История начинающего редактора Валерии Антоновой
Случай, который привел нашу героиню в РГГУ, можно назвать фатальным. Но именно он оказался счастливым билетом к ее настоящему призванию. Перед вами разговор с выпускницей 2015 года Валерией Антоновой.
- Как ты вообще попала в РГГУ? Почему именно факультет журналистики?
- Когда закончила и школу, я сначала пошла на филологический факультет МГУ, потому что мне нравилась литература и я неплохо знала иностранный язык. Я поняла: это то, что мне надо! Но, проучившись там 2 года, я осознала, что это совсем не мое… Мне было там ужасно скучно и тоскливо. Поняла, что надо уходить. Следовательно, встал вопрос: куда же идти? Уже к тому времени в моей голове ничего кроме гуманитарных знаний не осталось, математика была забыта напрочь. Соответственно, сдать я ее снова не смогла бы. Поэтому выбор пал на журналистику, которая находит практическое применение любимым гуманитарным наукам.
- Сложно ли было переводиться? Неужели пришлось еще раз сдавать ЕГЭ?
- Самого перевода как такого не было. Да, я знала, что можно перевестись на другой факультет в моем же вузе, но это требовало сдачи академической разницы и огромного количества времени, которого у меня не было. Поэтому проще было сдать заново ЕГЭ и без проблем поступить в другой вуз.
Тяжело ли было принимать решение о том, чтобы оставить МГУ? Даже мы понимаем, что не так просто все взять и бросить.
Ну, решения об уходе я не принимала, все получилось само собой. Я уверена, что обучение можно было продолжить, если бы я приложила чуть больше усилий, но желания оставаться там у меня не было никакого, поэтому я считаю, что судьба мне немного помогла, и я все-таки забрала документы и отправилась прямиком в новую жизнь.
- А система поступления в РГГУ в 2011 году была такой же?
- Да, такой же. Мы писали тест, как и вы сейчас. Только, по-моему, проходной балл был выше.
- Как прошло Первое сентября в РГГУ?
Всех собрали в аудитории, Наталия Яковлевна рассказывала о предстоящей учебе, решали кое-какие организационные вопросы. Мы были первым курсом, который учится 4 года. Далее была тьюторская неделя, на которой нас знакомили с преподавателями, основными дисциплинами. Второкурсники устраивали для нас съемки на СТК.
- Ты сразу начала ориентироваться в вузе или с этим были проблемы?
Не могу сказать, что это было очень сложно. Единственное, были проблемы с аудиториями на 2 этаже, потому что приложение РГГУ у нас тогда отсутствовало и маршрут мы прокладывали самостоятельно, что иногда заканчивалось плачевно. К слову, где находится столовая, я не знаю до сих пор.
- Что бы ты назвала самым сложным на всем этапе обучения?
- Ну, сессии проходили довольно спокойно, а вот с научными работами и курсовыми были небольшие проблемы. Мне вообще казалось, что я пишу все неправильно и не по делу, поэтому, наверное, за все 4 года у меня выработался какой-то нехороший рефлекс к подобным исследованиям.
- А диплом? Страшно вообще было?
- Да, диплом меня тоже очень пугал, мне казалось, что это что-то очень непосильное и неподъемное, но на самом деле все оказалось довольно просто.
- Ты сразу выбрала тему для диплома?
- Да, с этим мне тоже повезло, потому что я, можно сказать, пришла с этой темой и она мне была близка.
- А что за тема, если не секрет?
- «Речевые средства создания образа автора в публицистическом тексте». К слову, научного руководителя я тоже выбрала без проблем – Евгения Наумовна Басовская, которая преподает на кафедре медиаречи. И я ни разу не пожалела, что выбрала именно эту кафедру.
- А любимые преподаватели были?
- Честно признаюсь, что у нас все преподаватели хорошие, но те, кто преподает на кафедрах медиаречи и литкрита – они просто лучшие. Собственно, и научного руководителя я выбирала именно на этих кафедрах. А с Басовской, как я понимаю, вы еще не знакомы, и очень надеюсь, что вам это предстоит, потому что она замечательный преподаватель и человек.
- Были ли такие преподаватели, которым сложнее всего было сдавать экзамен?
- Мне кажется, что больше всего страха у нас вызывала Лала Рамизовна Ахундова, потому что она всегда очень много задавала и все ее определения надо было учить наизусть, но в результате все заканчивалось благополучно, и каждый выходил со своим законным зачетом. Кстати, этот курс («Выразительные средства экрана»), действительно, оказался полезным, потому что после него некоторое время все кино смотрелось как: «Ага, здесь верхний ракурс, такой-то план, ага, понятно, какая же гениальная операторская работа». Для работы на телевидении это и правда очень помогает.
- На секундочку вернемся к диплому. Как проходила защита? Сильно ли ты переживала?
- Естественно, это ужасно волнительно, но, к счастью, я отвечала среди первых, поэтому не успела себя накрутить и как-то очень сильно разволноваться. Сама защита была не страшной, ведь когда ты отвечаешь, то у тебя ощущение, что ты просто летишь с горы и мелешь то, к чему, собственно, был готов. А ожидание и вопросы после своего доклада мне удалось миновать. Надо сказать, что у оппонентов (есть на защите такие люди) завязался очень интересный спор на почве моего диплома, но меня он, слава богу, не коснулся. В итоге, как бы мы ни боялись защиты диплома, почти все мои одногруппники получили пятерки. А ГОСы вообще прошли на «ура».
- Я впервые слышу, чтобы человек так лестно отзывался об окончании бакалавриата и о ГОСах.
- Я не шучу, ничего страшного в этом и правда нет. Главное - не терять голову от волнения.
Как проходил ваш выпускной? Я помню твои фотографии в безумно красивом платье, золотые медали и, конечно, диплом в руках.
Спасибо! Ну, выпускной проходил сначала в университете (официальная часть), где нас все поздравляли, вручали дипломы и вешали медали на шею, а потом уже мы поехали в ресторан всей группой и отмечали там вступление в совсем взрослую жизнь. Кстати, мой диплом вообще лежит на полочке в деканате, потому что через 15 минут после вручения я отнесла его в приемную комиссию в магистратуру, где и сейчас учусь.
Со всеми ли одногруппниками у тебя были хорошие отношения?
- В принципе, со всеми. Конечно, всегда были люди, с которыми возникали некие конфликты, но они не мешали ни учебе, ни общему настрою группы. Естественно, с кем-то я сразу подружилась, а с кем-то отношения были на уровне «привет-пока», но обиженных или оскорбленных не было, что хорошо.
- А много кто ушел или, может, кого-то отчислили?
- В общей сложности, мы потеряли человека 4 за время обучения. РГГУ – это не то место, где ты вкалываешь, работаешь через силу, делаешь все на отлично, а тебя берут и отчисляют. Такого не было и не будет, я надеюсь. Здесь очень трепетно относятся к своим студентам, а особенно на журфаке, потому что нас, журналистов, очень и очень мало. Вообще такая камерная обстановка, когда тебя все знают и ты всех знаешь, - очень подкупает и положительно влияет на процесс обучения.
- Когда ты начала работать?
- Я еще учусь на магистранта, и моя жизнь пока еще тесно связана с РГГУ. Не сказать, что работала, но подрабатывала со второго курса репетитором немецкого языка. На деле это оказалось не так сложно – совмещать работу и учебу.
- Где ты сейчас работаешь, чем занимаешься на рабочем месте?
- Без университета я бы эту работу не нашла. Мне написала однокурсница и предложила вакансию. Требовались люди именно с журналистским образованием и хорошей грамотной речью. Не собираясь работать, так как поступила в магистратуру, я решила, а почему бы нет. Пришла на собеседование. Теперь я работаю в «Дайджест инновации», занимаю должность контент-менеджера. Курирую работы копирайтеров, которые пишут какие-либо рекламные статьи, и затем размещаю на сайтах и в приложениях.
- Тебе нравится то, чем ты сейчас занимаешься?
- Да, безусловно мне это очень нравится. Возможно, кому-то это показалось бы дико неинтересным, но не мне. От меня требуется поставленная речь, внимательность, оперативность и сосредоточенность. Отредактировать чьи-то тексты, сделать их понятными для широкой публики – это да, это все для меня.
- Что в твоей работе главное?
- Главным плюсом моей работы является то, что меня спокойно отпускают на учебу! Спасибо деканату за вечернее расписание. Очень здорово и продуктивно совмещать работу с учебой. Конечно, если дедлайн поджимает, то я останусь на работе и доделаю все в срок. Но, в целом, у меня понимающее руководство и дружелюбный коллектив.
- Есть ли у тебя конкретная цель, мечта всей жизни? Например, стать главным редактором, создать свой журнал или, может, быть известной телеведущей?
- Хм.. Нет, у меня нет цели быть медийной персоной, быть всегда в кадре или быть главным редактором. Возможно, у меня завышенные требования к себе. Я не хочу производить что-то средненькое, мне нужно, чтобы то, что я делаю, – делалось идеально. Поэтому редактирование и обрабатывание контента – это для меня.
- Нет желания сменить место работы?
- Нет. Пока я не закончу магистратуру, я не хочу увольняться. Я думаю, сложно найти то место, где тебя будут уважать и поддерживать во всех твоих начинаниях, может, даже подстраиваться под тебя и под твои желания учиться и работать одновременно.
- Что бы ты хотела посоветовать поступающим на наш факультет и студентам?
- Поступая на факультет журналистики, вы, конечно, не совершите ошибку, потому что получите прекрасное академическое образование и познакомитесь с интересными и умными людьми. Но гарантировать вам, что после 4 лет обучения вы станете высококлассным журналистом, никто не может. Чтобы стать журналистом, мастером своего дела, нужно что-то большее, чем просто посещение пар и мастер-классов. Рискну сказать, что с некой журналистской жилкой надо родиться. Все в ваших руках, главное - стремление и понимание того, чего вы хотите добиться в этой жизни!
Валерия Данилова
Екатерина Худякова