Без розовых очков
Софья Кононенко, продюсер программы «Новости культуры» телеканала «Россия-Культура», ассистент режиссера, хороший собеседник и харизматичный человек, рассказала нам про свои 4 года в РГГУ. Наше интервью с выпускницей 2023 года о том, как оставаться верным своей мечте и пронести ее через всю жизнь.
Чем вы руководствовались, когда выбирали специальность?
Быть журналистом – это детская мечта, которую я пронесла через всю жизнь. Когда мне было 5 лет, я совершенно случайно попала на работу к тете – она была ведущей на «Авторадио». Начался эфир, и я увидела, что она говорит в какой-то черный прямоугольник (позже выяснилось, что это микрофон), а её слышат все. В моих детских глазах это все было настоящей магией. Она одна в маленькой комнатке, а по ту сторону микрофона тысячи людей! На десяток моих вопросов «Как называется эта работа? Как работает микрофон? Что нужно делать, чтобы однажды стать такой же?», она коротко ответила: «Я работаю журналистом». С тех пор через тернии иду к заветному слову «журналист».
Не жалеете, что поступили именно в РГГУ?
Сейчас абсолютно точно нет! Но когда только поступила, очень переживала. Вроде бы детская мечта сбылась, но как бы наполовину, я все-таки не в МГУ, хотя усердно готовилась, стремилась и мечтала быть там. Первый год в РГГУ был очень турбулентным. Переломными стали первая сессия и экзамен по истории: последний семинар – не сдаю, предзащита – не сдаю, официальный день защиты – еле-еле дотягиваю до 3. Выхожу в слезах и решительно звоню папе: «Я здесь больше учиться не буду, давай заберем документы. Я не справилась с историей! С тем предметом, который знаю лучше всех остальных!». Он с детства учил смотреть в глаза страху и предложил немножко потерпеть. И сразу после Нового года у нас начались профильные предметы! Тогда учеба сильно затянула. На факультете уже сформировалась теплая, семейная атмосфера, появились друзья, даже нет, не друзья – единомышленники! Это было очень важно.
Как сказал Конфуций: «Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться». Скажите, что для журналиста является достоинством, а что – недостатком?
Правда – и достоинство, и недостаток. На самом первом мастер-классе Николай Карлович Сванидзе сказал, что в первую очередь, мы – журналисты, должны сохранить свое лицо, нам с ним всю жизнь жить. Начну врать – смогу ли спокойно спать? Смогу ли достойно смотреть в зеркало? Совестливо ли мне будет? Когда мы все научимся быть честными, когда все поймем, с какими лицами готовы пройти всю жизнь, тогда, возможно, что-то изменится в каждом из нас. Журналисту нужно быть въедливым, нужно копать глубже, нельзя брать то, что лежит на поверхности. Главное достоинство – быть честным и перед самим собой, и перед своей аудиторией.
Говорят, университетские годы самые запоминающиеся, вы согласны с этим?
Конечно, да! Студенчество – это тот самый период жизни, когда есть силы, желание и внутри горит огонь. И пока он горит, нужно сделать все! Если можно быть везде, будьте везде! Объединяйтесь, творите! В университетские годы каждый сосед по парте – единомышленник, а мир меняют команды!
Кто был вашим любимым преподавателем? Чему вы научились у него?
Они все любимые! Кто-то любим, как самый настоящий учитель, кто-то любим, как невероятной силы человек. Есть преподаватель, благодаря которому я поняла, что такое журналистика для меня и по каким координатам хочу идти дальше – Татьяна Николаевна Землянских. На 3 курсе у нас был спецкурс «Сценарное мастерство», мы сами писали сценарии и изучали документальное кино. Это было на дистанционке, и каждый раз, закрывая с яростью ноутбук, я не понимала, зачем мне журналистика и кто я в этой профессии. Детская мечта стать ведущей тогда уже разбилась в пух и прах. Но у Татьяны Николаевны есть невероятное свойство задавать студентам такие вопросы, ответы на которые важны только им самим. Ей наши ответы были не нужны, но они нужны были нам. Где-то своей жесткостью, где-то своей требовательностью, но почти «за ручку» она привела меня в мир документалистов. Документальное кино стало и направлением моей дипломной работы, и моей новой целью в нашей профессии.
Где вы проходили практику? Какой опыт она принесла вам?
Практика принесла мне работу! Но без Наталии Яковлевны ничего бы не было (смеется). Она – ключевой человек в моей профессиональной жизни. До сих пор я отчетливо помню день, когда между занятий Наталия Яковлевна вызвала меня к себе в кабинет и предложила связать жизнь с каналом «Культура». Это было на 3 курсе. Во время практики на канале у нас было 3 задания: найти самому культурное событие, съездить на место и написать текстовый репортаж; выехать со съемочной группой и написать текст, отличный от того, который напишет корреспондент; и полностью сделать репортаж самому – стать и корреспондентом, и продюсером, и оператором. Это был бесценный опыт! Консультировал нас Андрей Максович Райкин, сейчас уже по работе люблю заслушиваться его журналистскими историями.
Совпала ли деятельность журналиста, которую вы представляли на первом курсе, с тем, чем вы занимаетесь сейчас?
Да, точно да! В моем случае, пазл сложился. Я мечтала быть «внутри» новостей, и как продюсер, я получаю их первой. Иногда езжу на съемки, как корреспондент, иногда езжу и пишу тексты для себя. Но, думаю, все равно это только начало пути, останавливаться я не планирую. А может быть к мечте я еще не дошла и это только промежуточный этап. На канале у нас много «учителей жизни». А люди вообще не просто так приходят к нам. Разговор с одним меняет жизнь завтра на 180 градусов. Постоянно повторяю себе: «Все только начинается».
4 года назад вы сами брали интервью у выпускника, а сейчас даете его нам. Какого это?
Я к этому отношусь очень здорово! Отдаю себе отчет – прошло 4 года и это небольшой итог, результат моей деятельности. Каждый день я делала что-то, чтобы однажды здесь сидеть и давать вам интервью. И, наоборот, я была бы очень удивлена, если бы этого не случилось. Даже грустно, если никто не придет и не скажет: «Сонь, а как это сделать?». Я обожаю эти случайные: «Сонь, расскажи и покажи!». Это ужасный энергообмен, ужасный в хорошем смысле слова. Когда я была на вашем месте, мы брали интервью у девушки, которая работала на «России 1». Мы приехали на канал и эти буквы «ВГТРК» меня очень пугали. А когда я пришла на собеседование в эти самые «буквы», мне выдали тот же самый разовый пропуск, я подумала: «Зациклилось, все как надо!».
Как вы выбирали тему диплома?
Я из авиационной семьи и единственная тема, о которой могу говорить часами – это самолеты. Первые 2 года я писала курсовые об авиационной журналистике, потом поняла, что никто кроме меня эту тему не исследует и никаких научных материалов, на которые я могла бы опереться, просто нет. Тут-то в моей жизни и появилось документальное кино. Я стала изучать фильмы-портреты, влюбилась в Марину Голдовскую и дальше просто искала «оппонента» ей. Моя тема называлась: «Особенности жанра портретного интервью в отечественной теледокументалистике (на материале фильмов М. Разбежкиной и М. Голдовской)». Было интересно сравнить и сопоставить их: обе делали фильмы-портреты, каждый из которых важен в контексте истории, но они выбирали кардинально разных героев. Хотя я нашла в них много похожего – их увлекали только сильные люди.
Что бы вы пожелали студентам факультета журналистики?
Я бы пожелала бояться и делать. Когда страшно, непонятно, когда кажется, что вы вообще ничего не умеете – берите и делайте! Если кажется, что сложно и уже хочется опустить руки, значит вы переходите на новый уровень. Значит, это та самая ступенька, за которой новые возможности и горизонты. Когда-то мы, студенты 3 курса, попробовали сделать что-то больше, чем просит преподаватель, выйти за рамки классических домашних заданий, мы боялись, но делали. И сняли очень ценный документальный фильм. Мы сохранили эмоции и впечатления людей о конкретном дне. И с каждым днем я горжусь этим поступком все сильнее.
В журналистику нужно идти только если понимаешь, что не можешь без этого жить. Если можешь – не иди. Я не могу отписаться и выключить уведомления в новостных каналах, потому что не могу жить без новостей. Если нужно постоянно быть в эпицентре, если хочется что-то делать, исследовать, куда-то копать, общаться с самыми разными людьми, значит журналистика – это то, куда стоит хотя бы попробовать ступить одной ногой.
Софья Аверьянова
Анастасия Родина