«Если бы мое обучение в РГГУ было фильмом, это был бы синтез жанров: комедийная драма»
Так прокомментировала пройденный путь Виктория Ртищева – выпускница факультета журналистики РГГУ 2023 г. В этом интервью она поделилась воспоминаниями о периоде своего обучения: тонкое мастерство старосты, отношение к нейросетям и собственный метод борьбы с творческим выгоранием.
На первом курсе ты дала интервью для СТК, в котором объяснила выбор факультета так: «Журналистика – профессия, которая открывает мир, помогает по-новому на него посмотреть». Согласна ли ты с этой формулировкой сейчас? Как бы ты её изменила?
Спустя четыре года моя позиция осталась той же. Журналистика до сих пор показывает мир с неочевидных сторон, расширяет кругозор. Раньше я не так много времени уделяла редактуре. Теперь же появилось больше практики, и это направление открылось для меня по-новому.
В группе ты была старостой, как ты на это решилась? Твои ожидания были оправданы? Как выстраивались взаимоотношения в группе? Какие конфликты возникали?
Я уже была старостой в Предуниверсарии, поэтому понимала, что могу помочь адаптироваться, рассказать об устройстве вуза, о преподавателях, которых уже знаю. Единственный конфликт на первом курсе – борьба за место старосты. Забавно, что перед дебатами мы встретились все вместе, и кто-то просто передумал. В результате победа была за мной. Будучи старостой, я выступала связующим звеном между вузом, преподавателями и одногруппниками. Не ограничивала общение рамками руководитель-подчиненный: была таким же человеком, как и остальные. Однажды ребята сделали трогательный сюрприз на мой день рождения: они нарисовали огромный плакат с пожеланиями и мемами, подарили огромную голубую акулу. Думаю, это можно назвать показателем хороших отношений в группе.
Было ли тяжело совмещать написание курсовых, диплома и самореализацию? Почему?
Тяжело было морально. Я писала все работы осознанно и содержательно. Давило еще ожидание даты сдачи работ. Я распределяла нагрузку так, чтобы у меня было время на учебу, курсовую и хобби. Например, выделяла дни, когда сижу и пишу курсовую. Вне учебного процесса я самореализовывалась, занималась хобби. Мне очень нравилось вышивать, вязать, читать, играть на синтезаторе и раскрашивать антистресс-картинки. Считаю, если хобби помогают как-то отвлечься, расслабиться, ими надо заниматься.
Сталкивалась ли ты с творческим выгоранием? Что помогло тебе с этим справиться?
Да, первый раз это было на 3 курсе, в середине осени. У нас было уже достаточно много проектов по учебе, параллельно я начала курировать медиацентр в Предуниверсарии РГГУ. И тут поняла, что нас переводят на дистант… Я не знала, как мне связать онлайн-пары в университете и офлайн-медиацентр Предуниверсария. И, наверное, перегорела от недостаточной веры в себя, от обилия задач, которые свалились на меня одновременно. В тот момент мне помогла отдача моих учеников: они меня поддерживали, все время говорили хорошие слова. Их поддержка помогла мне взять себя в руки и двигаться дальше. Я поняла, что надо выполнять сначала маленькие задачи и постепенно переходить к большим. Творческое выгорание повторялось, но я уже справлялась, давала себе отдохнуть: посмотреть сериал, повязать. Выгорание начинается из-за того, что ты много занимаешься рабочими моментами, поэтому необходимо выделять время на хороший отдых.
Где было твое место силы?
Моим местом силы в РГГУ был 7 этаж – СТК (студенческий телеканал). Я приходила туда и понимала, что мне всегда рады, даже если я принесла не очень качественный сюжет. В процессе работы меня поддерживали, помогали, объясняли, как снимать сюжеты – во мне видели потенциал. Марианна Петровна Киреева заряжала энергией все время, так что хотелось постоянно развиваться, придумывать и обсуждать новые идеи проектов. Благодаря работе с ней я заинтересовалась съемками кино, мой диплом впоследствии был связан с кинематографом. В этом году у меня появился шанс сняться в фильме в качестве актрисы второго плана. Я признательна Марианне Петровне за то, что смогла посмотреть, как работает настоящая «киношная» техника, почувствовать атмосферу съемок и исполнить небольшую мечту – сняться в кино.
С чего началось твое карьерное «долго и счастливо»?
Все началось на первом курсе со студсовета: мы вели социальные сети факультета журналистики. Участие в нем позволило мне попробовать себя в разных ролях. Больше всего мне было интересно быть автором-редактором. На третьем курсе меня пригласили в Предуниверсарий, чтобы возглавить медиацентр. В рамках этой должности я учила ребят снимать как короткие ролики, так и полноценные сюжеты, писать тексты. Это было очень увлекательно! Я понимала, как организовать работу и научить тому, что сама уже умею. И вот уже третий год я руководитель медиацентра и даже научный руководитель их медиапроектов. Далее я присоединилась к центру практической журналистики (ЦПЖ), в котором работаю редактором уже три месяца (интервью проводилось в октябре 2023 г.). За это время научилась не только писать информационные посты, редактировать эссе и интервью с выпускниками и прочие тексты, но и размещать эти тексты на сайте – поначалу это было очень волнительно (смеется).
Какие советы дашь начинающим редакторам? Назови три прилагательных, характеризующих тебя как редактора.
Вкладывайтесь в свой текст, изучайте тему, о которой пишете. В противном случае вам будет неинтересно создавать материал. Делайте так, чтобы вам было не стыдно ставить свои инициалы под материалом. Постоянно пишите, развивайтесь, консультируйтесь, читайте профильную литературу. Обязательно совмещайте теорию с практикой: только так вы выйдете на новый уровень и сформируете свой стиль. Три прилагательных, которые характеризуют меня как редактора, будут следующими: ответственный, вдумчивый и увлекающийся.
Ты учишься в РГГУ почти 8 лет, работаешь редактором в ЦПЖ и руководишь медиацентром Предуниверсария. Что тебя держит в РГГУ? Никогда не хотелось сменить направление или вуз?
Я признательна РГГУ и Предуниверсарию за людей, благодаря которым захотелось здесь задержаться. В Предуниверсарии я осталась благодаря директору – Ирине Владимировне Воробьевой, и зам. директору – Ирине Михайловне Пивоваровой. С ними комфортно работать. Если рассматривать факультет журналистики РГГУ, я безумно благодарна Яне Евгеньевне Каневской, Юрию Геваргисовичу Бит-Юнану, Наталии Яковлевне Макаровой, Веронике Игоревне Ярных и Елене Витальевне Колесниковой. Они потрясающие, горящие делом люди, их энергетика заряжает, заставляет развиваться, вкладываться, оставаться в РГГУ дольше. Я не рассматриваю эти коллективы как сугубо рабочие. Мы как большая семья, с субординацией, но семья.
Веришь ли ты в то, что скоро журналистов заменят нейросети?
Я считаю, что эта система недостаточно проработана. При написании диплома я хотела найти тематическую литературу, чтобы включить ее в библиографию и самой что-то почитать. Нейросеть выдала мне ссылки, которые выглядели правдоподобно… Перейдя по ним, я увидела подборку «Сто самых ржачных анекдотов». Мой диплом будет состоять из ста самых ржачных анекдотов (смеется). Итак, журналистам все придется делать самостоятельно, потому что качество текстов нейросети плохое.
В медиапространстве идут споры о том, что блогеры – это журналисты (даже если у них нет образования в этой сфере). Что думаешь об этом? Есть ли любимый(-е) журналист(-ы), ведущий свой блог?
Блогер может быть журналистом, все зависит от качества материала. Мне, например, нравится Катя Конасова – блогер без журналистского образования. Для создания YouTube-сюжетов Катя подбирает факты, указывает на источники, включает в кадры синхрон с экспертом. Я считаю, что это достойный журналистский материал, так как это не голословное мнение, а глубокий анализ проблемы и ее разностороннее раскрытие.
Мы знаем, что твой диплом был связан с кинематографом. Какого жанра был бы фильм о твоем обучении в РГГУ? Что за персонаж ты в нем?
Если бы обучение в РГГУ было фильмом, то это была бы какая-то комедия с элементами мелодрамы и резкими включениями драмы, это был бы синтез жанров: комедийная драма. Размышляя о моем персонаже в этой киноленте, я вспомнила строчку песни группы «Градусы»: «Я в этом фильме главный актёр, я – сценарист в нем, я – режиссер». Несмотря на неприятные моменты во время учебы, например, выгорание, я старалась перестроить мышление, организовать все так, чтобы обратно уйти в комедию и продолжить приключение!
Варвара Горулькова
Александра Филатова