«Именно так всё и должно быть»
С Елизаветой Шубиной, выпускницей факультета журналистики РГГУ 2014 года, мы встретились в кафе, неподалеку от главного здания. Почему? Все очень просто: "Это кафе сложно назвать любимым, но оно определенно является неотъемлемой частью университетской жизни, уж очень значимо, ведь именно здесь писались все курсовые и дипломная работа" - задорно отвечает Лиза. Разговор завязался сразу, Елизавета - очень обаятельная и интересная девушка, университетские годы она вспоминает с улыбкой и делится своей энергетикой и эмоциями с нами.
Кем ты сейчас работаешь?
Видеоинженером первой категории на канале «Культура». Также продолжаю работать в CINEWORKS production колористом.
Когда ты поняла, что хочешь быть именно журналистом?
Когда в старших классах встал вопрос о выборе профессии, я села и подумала: «А что я вообще умею?». И поняла, что мне нравится общаться с людьми, я умею разговаривать, и мне интересна литература. В принципе, на этом все. Выбор был между психфаком, социологией, рекламой и журналистикой.
Так почему же все-таки журфак?
Интересен тот факт, что вот уже несколько лет я не могу вспомнить, как попала на курсы в РГГУ. Помню, как уже училась, но как нашла их и записывалась – нет. Я это списываю на судьбу. Это должно было быть так и никак иначе. Курсы были классные. Там были все основные предметы, которые мы должны были сдавать: обществознание, английский и русский языки и творческий экзамен. Кроме этого были предметы по специальности, чтобы можно было понять, что здесь будет и как это работает. А в феврале пришел приказ министерства образования о том, что экзамен по обществознанию меняют на литературу, пришлось очень быстро и усиленно готовиться. Поэтому второе полугодие 11 класса я в школу ходила не всегда, потому что у меня были по две пары каждый день, и это было очень тяжело.
Какое было первое впечатление, когда ты пришла 1 сентября, увидела свою группу?
Я пришла 1 сентября, поздоровалась с деканом и зам декана, потому что знала их уже год с курсов, поздоровалась со своими девчонками, с которыми тоже уже целый год общалась. Ходили, знакомились с ребятами. В итоге нас так и поделили по группам, все оказались с теми, с кем больше общались.
Не пожалела в итоге, что пошла в РГГУ?
Ни в коем случае. Я помню, что, как только узнала, что прошла по конкурсу, сразу поехала отвозить оригиналы документов. И вот пока я стояла в очереди, у меня возникло ощущение, что я в том самом месте в то самое время. И такое же ощущение у меня было через 5 лет, когда я сдала госы. Было ощущение, что именно этого я и ожидала, когда стояла в очереди с оригиналами, именно так все и должно быть.
Как проходила практика? Что запомнилось больше всего?
На 3 курсе я попала на практику на радиостанцию «Мир». Мне очень понравился коллектив. Я делила ставку со своей однокурсницей Кристиной Астафьевой. Я работала с утра и до 14.00, а она с 14.00 и до вечера. Мы договаривались и по очереди ходили на важные пары. У меня была своя программа. Она выходила пять раз в день и называлась «Мирные новости». В ней были короткие сообщения, без политики, всякие развлечения типа: «В Туле испекли самый большой пряник и разделили его на 100500 человек». Помимо этого на радио были и обычные новостные выпуски. Я писала подводки, новости для эфира – занималась обычной редакторской работой. После практики я еще на какое-то время осталась там работать, и, наверное, именно поэтому эта практика так запомнилась мне.
Какие были ощущения во время первого эфира?
На радио моя программа выходила в записи. А такой опыт у меня уже был благодаря СТК. Но когда я первый раз записывалась в роли ведущей для нашего канала, было очень страшно. Нужно было записать всего пять небольших подводок к сюжетам… На четвертом часу съемок все ушли из студии. Со мной осталась только лучшая подруга. Дело в том, что я могла говорить все, что угодно, но как только на камере загоралась красная лампочка, я впадала в ступор, в горле собирался ком и я не могла выговорить ни слова. А если это все-таки удавалось мне, буквы в словах путались или я произносила текст так быстро, что просто ничего нельзя было понять. Это было что-то очень странное и ужасное, я была деревянная в кадре. Наверное, поэтому мне всегда больше была интересна работа за кадром. Ведь большая часть производственного процесса происходит именно за кадром.
Участвовала ли ты в общественной жизни университета?
На самом деле, мне хватало работы на СТК, которая занимала много времени. Еще на первом курсе я, бывало, приходила домой в 11 вечера. Мама не понимала, где я пропадала. А я с горящими глазами и абсолютным восторгом рассказывала ей, что была на СТК, что мы монтировали и как все это здорово. Но я все равно участвовала, например, в КВНе. Ребята оттуда до сих пор иногда звонят мне и просят чем-нибудь помочь. Еще у меня есть три кубка по армреслингу: за второе, первое и третье место. Также никогда не забуду, как мы создавали команду по боулингу: куча девчонок и один-единственный парень. Только он и умел играть в нашей команде.
Какой курс был самым сложным для тебя?
Наверное, пятый. Были такие предметы, по которым очень строго спрашивали, вплоть до того, что преподаватель подписывал и проверял каждый конспект. И, конечно, госы и диплом потрепали нам всем нервы. Народ вылетал на каждом этапе, и ты понимал, что ты можешь быть следующим.
Какая у тебя была тема диплома? Сложно ли было защититься?
Тема диплома у меня совпадала с курсовой работой 4 курса, только мы ее чуть-чуть сузили: «Проблема соблюдения этических норм в реалити-шоу Дом 2 и Каникулы в Мексике». Все мои друзья закатывали глаза и говорили: «Ты пишешь про такую ерунду?» Но на самом деле было очень интересно, потому что эта проблема действительно есть. В дипломе мы четко обозначили именно журналистскую этику, выделили ее в работе редакторов, продюсеров и остальных работников. И я пришла к выводу, что нормы не соблюдаются журналистами тогда, когда поведение героев им просто не соответствует. Вопрос этики на самом деле очень двоякий. Мне было интересно работать над этой темой. А когда действительно хочется работать, когда интересно, все дается легко.
Какие у тебя дальнейшие планы?
Меня звали в аспирантуру, но я пока в раздумьях. Я занимаюсь тем, что люблю, и мне это нравится. В идеале я бы хотела иметь свой канал. Почему бы и не попробовать? Ставить простые цели не интересно, их легко достигать. Поэтому я мечтаю о таком глобальном, чтобы всегда было к чему стремиться.
Как твои родители, близкие отнеслись к выбору журналистики?
В этом плане мои родители молодцы. Они никогда ни на чем не настаивали и во всем поддерживали меня. Так получилось, что гуманитариев у меня в семье нет, есть кто угодно: геологи, военные, но гуманитарий я одна.
Многие ли твои однокурсники работают по профессии?
Да, причем многие уже серьезно работали даже на 5 курсе. Сейчас они работают и на «Первом» канале, и в ВГТРК.
Поддерживаешь ли связь с кем-нибудь из них?
Да, помимо знаний и опыта, журфак РГГУ подарил мне двух замечательных девчонок, двух моих лучших подружек, которых я просто обожаю.
Что для тебя журналистика?
Сейчас для меня журналистика – уже часть жизни. И пусть это звучит очень пафосно, но я действительно не представляю свою жизнь без этого.
Что ты можешь посоветовать нам, первокурсникам?
Не изменяйте себе! Вот ты знаешь, какой ты внутри, и себе нельзя изменять. Потому что это всё: и твое имя, и стиль, и неповторимая индивидуальность. Если ты изменяешь себе – ты врешь. А когда ты врешь, тебе не доверяют. Нужно быть твердо уверенным в себе и в том, что делаешь.
Баамийер Ассия
Большакова Евгения