«Журфак – дом, свобода, радость»
Выпускница бакалавриата факультета журналистики 2021 года Анастасия Кулагина рассказала о пути становления журналиста.
Как ты пришла к профессии журналиста. Что повлияло на выбор университета?
У меня не было понимания, чем я собираюсь заниматься в жизни. Я даже мало себе представляла, что такое журналистика. В конце концов, выбрала ее, потому что мне казалось, что эта сфера более применима к жизни и дает больше выбора, чем лингвистика, которую я рассматривала изначально. Но тогда понятие заинтересованности передо мной не стояло. Единственное, что я знала - я люблю литературу и буду сдавать по ней ЕГЭ. Как же я пришла к нашему журфаку? Я занималась на курсах подготовки к ЕГЭ и в «мастерской начинающего журналиста» РГГУ. И мне здесь понравилось, я почувствовала, что это мое место.
Почему ты выбрала именно направление международная журналистика Скандинавия?
В отличие от специализации, профиль я выбрала осознанно. На дне открытых дверей меня заинтересовала международная журналистика. Мне нравилась Швеция, и я увлекалась изучением языков. Шведский, конечно, это не общепризнанно красивый язык, но мне он тоже нравится.
Мы знаем, что ты принимала активное участие в студенческой жизни. Назови пожалуйста топ 3 самых ярких и запоминающихся мероприятия. Расскажи, чем они тебя впечатлили?
На первом курсе, в рамках Дня дружбы народов РГГУ, я поставила и станцевала закарпатский танец в национальном костюме. Этот опыт был очень интересным. Все-таки не зря я 12 лет отдала классическому и народному танцу. Эти знания я тоже применила в университете. Затем, протестантский и католический праздник святой Люсии. Это мероприятие проводит Шведский центр (Шведский учебно-научный центр РГГУ. – прим.ред.), ведь в Швеции он государственный. На мою голову тогда надели свечки, я вышла в костюме, похожем на смирительную рубашку, и пела а капелла шведские песни в полной темноте. И последнее-это выступление на третьем курсе на неделе иностранных языков. Я читала собственный перевод стихотворения Марины Цветаевой «Реквием» на английский язык. Перевод пришел мне в голову спонтанно – это был чистый акт вдохновения.
Как на тебя повлияло обучение на направлении Скандинавия? Как изменилось твое мировоззрение?
Мое мировоззрение значительно расширилось. В начале обучения мой мир ограничивался социальными сетями, фотосессиями, прогулками и танцами. А с середины второго курса у меня возникло желание учиться, заниматься саморазвитием. В связи с этим, появилось ощущение, будто я вновь учусь размышлять на серьезные темы, формировать свое мнение. В моем сознании разрушилось множество стереотипов. Для меня это были капитальные изменения, хотя окружающие даже не заметили разницы. Вопрос о влиянии выбора специализации на мою жизнь в какой-то степени неприятный. Мне кажется, только ленивый не спросил, зачем мне эта Швеция, и не попросил признать, что знания о ней в жизни вообще никак не пригодятся. Я считаю это странным, потому что все-таки понимаю ценность гуманитарного образования. Скандинавское направление расширило мое понимание всего: истории, политики, культуры, журналистики. Значительно повлияла на меня и пятидневная поездка в Швецию. То, что я не работаю, к примеру, в посольстве или иностранной редакции, еще ничего не значит. Я применяю те знания, которые получила, и на работе, и в жизни почти каждый день.
Расскажешь про пятидневную поездку в Швецию?
На первом семестре третьего курса меня и мою однокурсницу отправили за счет принимающей стороны в Швецию. Мы посещали разные институты: радиостанции, издания газет, некоммерческие организации – где нам рассказывали о целях работы [этих учреждений]. Каждый час был распланирован, только вечером мы были предоставлены сами себе. Нас водили в кино и театр, все было оплачено. И вот тогда я влюбилась в Швецию, поняла, что я не даром выбрала этот профиль и осознала, что это все происходит не зря.
Говорят, что в становлении человека большую роль играют учителя. Как тебя изменили преподаватели в университете?
Преподаватели имели для меня гигантское значение. Ведь перемен взглядов во мне не произошло бы без них. Именно они мотивировали меня. Каждый по-своему, каждый по капельке. Но большее влияние на меня оказала моя научная руководительница, Евгения Наумовна Басовская, а также Михаил Павлович Одесский, Оксана Ивановна Киянская, Давид Маркович Фельдман. Эти преподаватели больше всего заинтересовали меня в своих дисциплинах. Они привили мне любовь к гуманитарным наукам. В каких-то случаях давали нужные наводки, советы, наставления. Именно их предметы больше всего повлияли на меня как на личность.
По опыту твоей работы журналистом, какие навыки, приобретенные в университете и на практике, ты считаешь наиболее полезными?
Для меня самыми полезными навыками стали: редактирование (то, чем я занимаюсь сейчас и хочу заниматься дальше), универсальный анализ информации, поиск информации – умение найти что-то эксклюзивное, то, о чем не писали, не снимали другие. Этому я научилась именно в вузе, без этих умений журналисту никак нельзя.
Расскажи про свой первый опыт трудоустройства, как ты его сейчас оцениваешь?
Моим первым опытом работы была стажировка в конце второго курса на одной известной радиостанции, на референтской должности (что-то в роде секретаря). Мне было максимально неловко, стыдно и обидно за свою неопытность. Если говорить уже о настоящем трудоустройстве, то это произошло в конце третьего курса. Тогда я пошла работать копирайтером в туристическую фирму и в фирму по производству видео и фото контента. Для них я писала тексты на английском языке и занималась переводами. Разница между самой первой стажировкой и этим опытом работы всего один год, однако во втором случае я чувствовала себя более комфортно, в силу того что я уже приобрела необходимые навыки и опыт.
Ты работала в приемной комиссии РГГУ. Расскажи пожалуйста, как ты там оказалась, в чем плюсы работы?
В первый раз я пошла в приемную комиссию РГГУ после первого курса, меня распределили туда в рамках учебной практики. В следующий раз я там оказалась уже после второго курса как наемный сотрудник. «Приемка» мне всегда нравилась, работа там здорово дисциплинирует, развивает инициативность, исполнительность и чувство ответственности. Мне нравится все систематизировать и консультировать людей – этим я могу заниматься бесконечно, поэтому такая работа мне подходила. Можно сказать, что это – пробный вариант или демоверсия «настоящей» работы.
Раз уж мы затронули тему «настоящей» работы, поговорим о практике в журнале «Diletant.media». Что входило в твои обязанности?
Мне нужно было искать темы, которые связаны с историей или культурой. Я в то время не сильно заморачивалась. К примеру, могла просто прочитать книгу Юрия Трифонова «Дом на набережной», сходить в музей «Дом на набережной» и попросту захотеть написать материал об этом. Или могла ознакомиться с романом Достоевского «Подросток», обратить внимание на картины, которые были в нем упомянуты, вспомнить, что и в других произведениях тоже встречаются живописные образы, написать и об этом. То, что интересовало меня на тот момент, я и применяла в качестве материала на своей практике.
Давай поговорим о мечтах и планах на твою карьеру. В какой организации, издании или журнале ты бы хотела работать в будущем?
Это будет независимое издание, которое не входит в большую медиакорпорацию, потому что, мне кажется, в этом случае у рядовых сотрудников больше свободы; издание, которое исповедует близкие мне ценности. Мне бы хотелось заниматься чем-то социально значимым. Я также рассматриваю работу в некоммерческих организациях, как, например, в тех, которые занимаются правами человека. Возможно, у меня даже получится устроиться в книжное издательство – туда бы мне тоже хотелось.
Есть ли какие-нибудь существующие компании или издания, в которые ты бы мечтала попасть в качестве сотрудника?
Да, из общественно-политических изданий это мои любимые «Такие дела». «The Art Newspaper», «Мел» мне тоже нравится читать, но работать мне бы хотелось именно в «Таких делах». Разумеется, я бы сотрудничала и с иностранными изданиями, но для этого нужно повысить уровень языка. Могу, разумеется, почитать зарубежные СМИ, но в приоритете отечественные.
Если бы у тебя была возможность поговорить с собой пять лет назад, когда ты только поступила на журфак, что бы ты посоветовала «Насте-первачку»?
«Насте-первачку» я бы посоветовала больше читать, раньше начать пробовать себя, больше стажироваться, больше практиковаться, публиковаться в изданиях, чтобы у нее раньше появилась возможность определиться со сферой деятельности. Можно сказать, что я начала заниматься чем-то практическим довольно поздно, если бы я проявляла больше активности с первого курса, у меня бы было гораздо больше возможностей и преимуществ. Еще я бы посоветовала ей не зацикливаться на оценках. Помню тот период, когда мне было очень некомфортно, если я получала меньше девяноста пяти баллов. Как хорошо, что он прошел, и я от баллов ушла к тому, что нужно в первую очередь сосредотачиваться на том, какую пользу мне приносит предмет и учеба в общем, а не на том, какие баллы я получаю. Дополню тем, что я бы порекомендовала ей больше отдыхать. Были моменты, когда я очень много работала без отдыха, забывала о досуге, и сейчас периодически о том жалею.
Ну, и на финал, опиши журфак в трех словах.
Дом. Свобода. Радость.
Анастасия Куренная
Яна Дементьева