«Ходите на все пары, дети мои!»
Была ли ты уверена, на какой факультет будешь поступать? Как ты пришла к журналистике?
В журналистике я была абсолютно уверена: мой выбор предопределили курсы журналистики, на которые я пошла еще в 9 классе .
Значит, у тебя всего была склонность к писательству?
Конечно, кто не писал в детстве свою "книгу"!
Был ли кто-то среди известных личностей, кто вдохновлял тебя при выборе профессии?
Когда мы в первый раз сюда пришли, то взяли брошюрку о факультете. Там были изображены Татьяна Миткова, Николай Сванидзе, и я подумала: «Боже мой, какие люди! Неужели они действительно будут нас учить?!» И когда я показала это маме, она тоже была под впечатлением, так как она фанат НТВ – еще бы, сама Миткова!
Чем именно хотелось заниматься? Работать в прессе, на радио или телевидении?
Я мечтала работать на радио. На радиостанции «Европа+» у меня была любимая программа – утреннее шоу «Бригада У», я хотела делать что-то похожее на него.
Как давалась учеба в РГГУ? Какие дисциплины были самыми сложными?
Мировая литература давалась нелегко, хотя, куда сложнее были Основы математики и информатики. Эта дисциплина была у нас на первом курсе, и я совсем ничего в ней не понимала. А мировая литература – эта была первая в моей студенческой жизни пересдача, на первой же сессии первого курса, это запомнилось очень хорошо. После этого я перестала бояться пересдач.
Что давалось легко и нравилось больше всего?
Я не могу сказать, что какие-то дисциплины мне давались совсем уж легко, но на последних курсах было несколько предметов, суть которых была в одном: нас учили писать телевизионные репортажи. И тут у одного преподавателя схлопочешь за то, что сделала неправильно, приходишь к другому – и с ходу пишешь хорошо.
Если бы сейчас была возможность прослушать лекции повторно, какие бы ты выбрала дисциплины?
Вообще я очень сильно жалею, что плохо слушала Историю отечественной литературы, потому, что такой информации ты больше нигде, кроме университета, не получишь. Оксана Ивановна Киянская вела Историю отечественной литературы и Историю отечественной журналистики на первом курсе. Помню, она зашла на нашу первую пару, села за парту, закинула ноги на впереди стоящий стул и начала говорить о Пушкине так, словно это живой человек, ее хороший знакомый. Низкий поклон Владимиру Львовичу Гопману и Давиду Марковичу Фельдману – они вели у нас уже на старших курсах. Я училась в очень средней школе, если можно так сказать. Преподаватели, конечно, старались, но большинству из учеников это было не нужно, и поэтому на первом курсе мне было очень тяжело учиться на уровне московских выпускников. То, как нам преподавали литературу в школе и то, как нам преподавали ее здесь - большая разница, и именно РГГУ заставил меня полюбить русскую литературу.
Нам, первокурсникам, говорят, что журналистика – это практическая сфера деятельности и даже не наука. Как ты считаешь, более значимы практические кафедры нашего вуза или же наоборот те, которые дают нам теоретические основы? Можно ли заниматься практикой, не владея какими-то теоретическими вопросами?
Теоретические знания нам нужны для того, чтобы мы не чувствовали себя лишними людьми в нормальном, приличном обществе. Большинство тех людей, у которых ты берешь интервью, ориентируются в той же самой литературе, которую ты плохо учила, во всем этом, все, что ты пропустила когда-то в университете, нужно нагонять, все это очень важно. А вообще, да, журналистика – это ремесло. Ты можешь заниматься творчеством, но та журналистика, за которую платят – это все же ремесло. И в нашем вузе нам дали все инструменты, которые могут позволить нам заниматься этим ремеслом: научили писать, снимать - все это было. Вводные, начальные основы мы знаем. Но научить быть журналистом нельзя - это призвание.
Расскажи, пожалуйста, подробнее об учебном процессе в РГГУ.
Первые несколько курсов нас учат всей теории, которая как раз становится нужной к четвертому-пятому курсу, когда нас учат работать на профессиональных практических курсах. В рамках университета я писала свои репортажи, у нас были очень интересные спецсеминары, например, Ирина Владимировна Филина вела у нас спецсеминар «Специфика творческой деятельности корреспондента, редактора и продюсера информационного канала», который был очень полезным, что называется, опыт профессионала из первых рук. Нас учили в трех плоскостях: и писать, и снимать, и быть в кадре. У нас есть Студенческий телеканал СТК, своя студия, туда может прийти любой желающий и начать работать уже во время обучения.
Не изменились ли профессиональные предпочтения после окончания ВУЗа?
Примерно на третьем курсе у меня настал период сомнений, когда я поняла, что настоящая профессиональная журналистика, за которую платят деньги – это совсем другое, нежели то, о чем я думала раньше. Настоящий журналист должен уметь работать в формате издания, в которое он приходит. Естественно, каждый должен искать тот формат, в котором ему будет работать комфортно и удобно. Творчество журналиста востребовано только тогда, когда оно подчиняется формату. Знаний, которые дают в РГГУ, в полной мере хватает для того, чтобы заниматься свободным творчеством, если вы найдете инвестора, который будет готов вкладывать в вас – то вперед. Но если вы хотите зарабатывать этим деньги, то нужно искать интересную вам тематику и работать в соответствии с этим форматом.
Какой совет ты могла бы дать будущим журналистам, которые получают образование как второе высшее?
Те, кто идут на второе высшее, делают это куда более сознательно, чем на первом высшем, думаю, они уже знают, насколько суров этот мир и что рассказы, которые ты написала в детстве, вряд ли будут нужны работодателю. Нужно отдавать должное практической части работы, а не только теории. Читать газеты, информационные сайты, скачать себе на телефон приложение от газеты «Коммерсантъ», в конце концов. И да: ходите на все пары, дети мои!
Маленкова Юлия
студентка факультета журналистики
Института Массмедиа РГГУ